Posted 15 мая 2019,, 12:04

Published 15 мая 2019,, 12:04

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Ничейная хлорорганика

15 мая 2019, 12:04
Эксперты ждут, какие будут оргвыводы в ситуации с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба», но в неминуемости этих выводов никто не сомневается

Скандал с загрязнением нефти хлорорганическими соединениями в нефтепроводе «Дружба» получил логическое продолжение. Белорусский НПЗ «Нафтан» начал выставлять России штрафные санкции за не поставленную в апреле качественную нефть. Ранее президент Белоруссии оценил ущерб страны в сотни миллионов долларов. Тем временем в России продолжился поиск виновных в данном ЧП, поскольку официальная версия о хищении нефти группой злоумышленников и дальнейшем замещении украденного сырья хлорорганическими соединениями была достаточно критично расценена в экспертной среде. Слишком уж серьезным оказалось загрязнение.

Напомним, что, по версии следствия, поступление в нефтепроводную систему хлорорганических соединений произошло на частном узле слива нефти в Самарской области в результате попытки скрыть хищение сырья.

Один из обвиняемых по этому делу Роман Трушев дал интервью ряду изданий, в котором отказался признавать себя «стрелочником», заявив, что хлорорганику используют все компании с истощенными месторождениями.

«По моей информации, большое содержание хлорорганики в апреле было у „Татнефти“, но этот факт не проверяется следственными органами, у них такая задача не стоит. Я располагаю достоверной информацией, что содержание хлорорганики в нефти „Татнефти“ достигало 2700 ppm в апреле», — рассказал Трушев газете «Коммерсантъ».

Закономерно, что «Татнефть» опровергла данную информацию.

«В связи с указанными публикациями „Татнефть“ обращается в правоохранительные и судебные органы за защитой нарушенных прав и деловой репутации», — говорится в официальном заявлении генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова. Ранее в компании сообщили, что хлорорганические соединения «Татнефтью» при нефтедобыче не используются.

Пресс-служба «Татнефти» отмечает, что приемо-сдаточные операции осуществляются на коммерческих системах измерений количества и показателей качества, где постоянно ведется лабораторный контроль качества сдаваемой нефти на соответствие требованиям ГОСТ Р 51858. При этом выполняются испытания приемо-сдаточных проб нефти и периодических проб, накапливаемых в течение 10 суток. Качество нефти в химико-аналитической лаборатории определяется в присутствии принимающей стороны и подтверждается подписями сторон, в данном случае — «Транснефти» и «Татнефти».

«Транснефть», в свою очередь, также распространила заявление, в котором пояснила, что органические хлориды могут попасть в ее систему трубопроводов только вместе с нефтью, которую поставляют нефтедобывающие компании.

«Органические хлориды попадают в трубопроводную систему „Транснефти“ только вместе с нефтью, полученной от нефтедобывающих компаний, а организации системы „Транснефть“ хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляют», — сообщила компания. Как органические хлориды оказываются в трубе, несмотря на системы контроля, продолжает оставаться загадкой.

Ответственность за происходящее не хочет на себя брать никто. Между тем экспертное сообщество все более ожидает неминуемых в такой ситуации оргвыводов.

14 мая Telegram-каналы со ссылкой на источники в АП РФ сообщили, что директива об увольнении президента российской трубопроводной компании «Транснефть» Николая Токарева уже подготовлена Росимуществом и направлена в Министерство экономического развития РФ для внесения в правительство.

И хотя в кабинете министров не стали комментировать данную информацию, отраслевые эксперты отметили «НиК», что какие-то отставки после этой аварии, безусловно, должны последовать. Хотя пока и сложно предположить, какого уровня руководителей они коснутся.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев подчеркнул, что в данной ситуации кадровые решения просто необходимы.

«Не факт, что первое лицо уйдет в отставку, но много голов должно полететь. Я не сторонник сталинских методов — „кто не может завоевать золото, тот должен его добывать“.

Тем не менее отставки должны последовать. Финансовые потери от загрязнения нефти очень серьезные, репутационные — тем более.

Еще Виктор Черномырдин любил бравировать тем, что за все время поставок российских энергоносителей в Европу не было ни одного сбоя. Но, как мы видим, с нефтью такой сбой случился», — заявил аналитик.

Он уверен, что Лукашенко сумму убытков белорусских предприятий несколько завысил, но в целом он прав: НПЗ Белоруссии полностью зависят от российских поставок нефти, и для небольшой экономики этой страны это очень критично.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов напомнил, что в России традиционно назначают «стрелочника», поэтому какие-то кадровые изменения будут.

«Однако также традиционно, скорее всего, эти отставки не будут носить радикального характера. Большая часть ключевых людей останется на месте», — указал эксперт.

По его мнению, в российско-белорусских отношениях после этой аварии будет бурный период решения вопроса компенсаций.

«Но, так или иначе, решение будет найдено, вопрос будет исчерпан. Случаев, когда мы нарушали техусловия поставок нефти, было много, и обычно проблемы урегулировались путем дополнительных платежей»,

— заметил Хестанов.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заявил, что не верит в серьезные кадровые перестановки.

Перестановки касаются прежде всего проблемы потери зоны ответственности той или иной группой чиновников, а не каких-то внешних факторов.

Что же касается взаимоотношений с Белоруссией, то он отметил, что инцидент может отразиться на отношениях с Минском, но, по сути, экономика этой страны несамостоятельна и неспособна выжить без России. Компромисс будет быстро найден.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, напротив, уверен, что ЧП является весьма показательным. Оно затронуло деятельность не только самарского предприятия, потому что масштаб загрязнения значительно превосходит ущерб, который могла бы нанести региональная компания.

«Бывший руководитель этой компании (Роман Трушев. прим. „НиК“) логично излагает свои доводы. „Транснефть“ здесь также несет свою часть вины: она владеет трубопроводной системой, и то, что в трубу попали около 5 млн тонн загрязненной нефти, нельзя просто списать на злой умысел. Как минимум на лицо еще и халатность. Допускаю, что могут быть серьезные кадровые решения. В любом случае следствие во всем разберется», — заявил эксперт.

Екатерина Вадимова

"