Posted 14 сентября 2021, 11:04
Published 14 сентября 2021, 11:04
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Будущее «чистой энергии» обсудили на международной конференции по водородной энергетике, организованной Национальным нефтегазовым форумом. Участники были настроены оптимистично и заверяли присутствующих в формировании совершенно нового водородного рынка в ближайшие годы.
«Энергоноситель будущего» — эти слова звучали в выступлениях чаще всего. Стив Раймер, вице-президент по операционной деятельности ВР в России, абсолютно уверен, что «будущее водорода — это, конечно же, рост». По его словам, МЭА ожидает, что «потребление водорода вырастет с менее 90 млн тонн в 2020 году до 210 млн тонн к 2030 году. А к 2050 году этот объем составит 530 млн тонн. По словам топ-менеджера, в BP считают, что водород будет важнейшей частью энергоперехода, занимая от 5 до 15% мирового энергоспроса.
Яранд Ристад, глава компании Rystad Energy, согласен, что водород — это один из вариантов, который позволит работать без ископаемых видов топлива и решать климатические задачи. Правда, он оговорился, что водород — это далеко не единственное решение. По его мнению, вклад водорода в 2050 году составит около 9%. «Сейчас порядка 70 млн тонн водорода используется во всем мире. В основном в промышленности и, прежде всего, химической и нефтеперерабатывающей отраслях.
В ближайшие 5-10 лет рост потребления водорода будет относительно ленивый, но далее с 2030 года он пойдет в гору»,
— рассказал Яранд Ристад.
Глава Rystad Energy считает, что сейчас формируются сферы, где возможно эффективное применение водорода. Правда, в сегменте легковых автомобилей он оценивает перспективы водорода как весьма туманные и не очень оптимистичные. А вот для грузовых автоперевозок водород вполне может считаться конкурентноспособным.
Неоднозначно выглядит ситуация с авиаперевозками. «С точки зрения климата, не очень хорошо сжигать огромные объемы водорода в тех слоях атмосферы, в которых обычно летают самолеты […] Тем не менее, амбициозные планы по применению водорода в авиации уже существуют. Возможно, начнут с перевозок на небольшие расстояния», — полагают в Rystad Energy.
А вот в сталелитейной промышленности у водорода большие перспективы и одной из перспективных технологий производства стали может стать использование водорода. «Три недели назад уже осуществлена поставка первой партии стали, полученной с использованием водородной технологии. Это один из первых сталелитейных активов в Швеции. И они планируют полностью перейти на использование водорода для производства стали», — сообщил Ристад.
На сегодняшний день в мире реализуется более 200 проектов по водородной энергетике. Причем в водородную повестку все активнее встраиваются нефтегазовые компании.
Стив Раймер рассказал, что, например, BP к 2030 году рассчитывает занять 10-процентную долю на водородном рынке. Он напомнил, что компания строит крупнейшие мощности по производству голубого водорода в Тиссайде на северо-востоке Великобритании. Их мощность составит 1 ГВт. Также компания осуществляет проект по выработке зеленого водорода в Германии, а в Голландии есть планы по декарбонизации процессов на НПЗ. Топ-менеджер BP считает, что у России — вполне конкурентные преимущества для развития водородного направления. Среди них — дешевые энергоресурсы, хорошая инфраструктура и прекрасные возможности по линии науки и технологии.
«В рамках нашего стратегического партнерства с „Роснефтью“ мы будем совмещать лучшие наработки»,
— заявил Стив Раймер.
Руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко отметил, что компания уже давно занимается водородной тематикой: «Мы на протяжение десятилетий производим значительные объемы водорода на наших НПЗ. Производство водорода методом парового реформинга — устоявшийся зрелый процесс, который можно легко масштабировать, если будет спрос на водород. В частности, когда мы говорим, что в Москве рассматриваются пилотные схемы использования водорода для транспорта, перевода электробусов в водоробусы, мы готовы предоставить городу водород с нашего завода. При этом да, будут выбросы CO2 […] С точки зрения глобального потепления это не очень поможет, но с точки зрения качества воздуха поможет».
Вакуленко считает, что технологии улавливания CO2 сегодня хорошо известны. Проблема в том, что потом делать с уловленным СО2? Куда его закачивать? «И этот вопрос решать проблематично, — поясняет спикер. — Если дело происходит на Ямале, то понятно. Там есть выработанные пласты месторождений или выработанные месторождения. Закачивать в них CO2 достаточно просто и дешево […] Но по соседству с Москвой газовых месторождений нет, и появляется новая задача для нефтегазовых геологов. Нам нужно искать ловушки, примерно такие, какие мы ищем на газ и нефть, но ловушки, в которые можно закачивать газ». В густонаселенных районах делать это сложно.
По мнению представителя «Газпромнефти», важно проработать и нормативно-правовую базу процесса улавливания и хранения CO2.
В сегодняшних терминах речь идет о промышленных отходах и закачивания их в водоносные пласты. «Это страшные слова, — подчеркивает Вакуленко. — Хотя на практике реальное воздействие не такое опасное».
Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, партнер VYGON Consulting, уверен, что уже сегодня российским компаниям необходимы инвестиции в зеленый водород. «Стоимость зеленого водорода больше голубого в три раза. Но здесь существенным фактором является стоимость выбросов CO2, и этот показать находится полностью в руках регуляторов. Уже сейчас цена достигает €63-65 за тонну CO2, и если буквально 2-3 месяца назад мы обсуждали прогнозы стоимости СО2 и цифра в €100 за тонну звучала применительно к 2030 году, то сейчас консенсус-прогноз говорит о том, что даже в этом году реально увидеть цифру в €100. Остается только догадываться, какая же цифра будет к 2030 году. Это один из важнейших факторов конкурентноспособности зеленого и голубого водорода».