Posted 8 декабря 2018, 08:14
Published 8 декабря 2018, 08:14
Modified 15 сентября 2022, 20:21
Updated 15 сентября 2022, 20:21
Страны, участвующие в соглашении ОПЕК+, после сложных переговоров пришли к принципиальному решению о сокращении добычи нефти на 1,2 млн б/с. Довольно любопытно на этом фоне повели себя США. Вашингтон еще раз предупредил о необходимости отказаться от закупки иранской нефти, так как санкции против этой страны будут только нарастать.
Складывается впечатление, что Соединенные Штаты, отговаривая ОПЕК+ от сокращения добычи, решили сами уберечь нефтяной рынок от сильного падения.
7 декабря, по данным агентства Bloomberg, после многодневных переговоров заседание ОПЕК закончилось договоренностью о сокращении добычи нефти ОПЕК+ на 1,2 млн б/с. По информации агентства, сокращение странами ОПЕК должно достичь 800 тыс. б/с, а странами, не входящими в организацию, — 400 тыс. б/с. Иран освобожден от любых сокращений в рамках сделки ОПЕК+. Российские СМИ, ссылаясь на источники в ОПЕК, уточнили, что Россия согласилась сократить добычу нефти в рамках сделки ОПЕК+ на 2% от уровня октября 2018 г., то есть примерно на 228 тыс. б/с.
Стоит отметить, что новость о заключении нового соглашения о сокращении добычи тут же поменяла настроение нефтяного рынка. Сразу после сообщений о договоренности на встрече ОПЕК+ в Вене котировки Brent и WTI подскочили на 5%.
Ранее 7 декабря о нефтяном рынке позаботились и США. В частности, заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк заявила, что все покупатели иранской нефти должны как можно быстрее отказаться от нее, так как санкции против Тегерана будут только нарастать. За несколько дней до этого в канадском Ванкувере сотрудники полиции по поступившему из США запросу задержали финансового директора китайской Huawei Technologies Мэна Ванчжоу. В Вашингтоне утверждают, что Huawei Technologies не соблюдает санкции США, введенные в отношении Ирана.
На все антииранские действия со стороны Вашингтона Исламская Республика реагирует предсказуемо, напоминая, что в случае блокировки ее углеводородного экспорта будут перекрыты поставки всей ближневосточной нефти через Персидский залив.
Поэтому даже в случае отсутствия договоренностей ОПЕК+ Тегеран мог бы достаточно быстро поднять стоимость черного золота.
Отраслевые эксперты отмечают, что политика США в отношении нефти чрезвычайно противоречива. А интересы разных лоббистских групп в Соединенных Штатах могут быть диаметрально противоположны.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что последние полгода на рынок нефти давит крайне непоследовательная политика США.
«С одной стороны, Трамп пишет на своей страничке в Twitter о том, что не стоит заниматься ограничением добычи, так как миру нужна дешевая нефть. При этом США вводят санкции в отношении Ирана, которые гарантированно уводят с рынка более 1 млн б/с.
Параллельно Вашингтон разрешает ряду стран еще полгода покупать иранскую нефть. Противоречие на противоречии. Одним постом в Twitter президент США пытается сдержать рынок нефти, другим, наоборот, повышает цены. Это ралли продолжается с мая месяца. В связи с этим рынок стал крайне нервозным и волатильным. Все решения последнего времени очень противоречивы», — заявил эксперт в интервью «НиК».
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов отметил, что внутри США существуют различные лоббистские группы, часть из них заинтересована в высоких ценах на нефть, другая — в низких.
«С одной стороны, США — крупный нефтепроизводитель, но, с другой стороны, они и крупные потребители нефти. А поскольку в американской традиции иметь лоббистов, то не стоит удивляться звучанию различных мнений.
Но пока добыча в США растет, и есть все основания предполагать, что она будет увеличиваться в ближайшие 2 года. Поэтому и для Соединенных Штатов сейчас важно, чтобы рынок был более-менее сбалансирован.
Санкции по отношению к Ирану, помимо чисто политических целей, способствуют тому, что с рынка уходит иранская нефть, в числе прочего освобождая рынок для американского черного золота», — заявил эксперт в интервью «НиК».
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев напомнил, что 95% межгосударственной торговли нефтью и 70% торговли нефтепродуктами обеспечивают государства, входящие в соглашение ОПЕК+.
«Фактически Россия и ОПЕК являются главным фактором воздействия на мировой рынок. Вторым фактором являются США. В этой стране растет добыча нефти, а также производство нетрадиционных топлив, которые также влияют на углеводородный рынок. Значительную часть роста американской добычи обеспечивает сланцевая нефть.
При тех ценах, которые мы видим сейчас, почти половина добычи сланцевой нефти убыточна. Она держится только на том, что компаниям нужно обслуживать кредиты. Эта часть промышленности США заинтересована в росте цен»,
— указал эксперт в интервью «НиК».
По его словам, не менее мощный лоббистский фактор в США — производство нетрадиционных видов топлив, для которых стоимость нефти не так актуальна.
«США довели в 2018 г. объем производства моторного этилового спирта до 50 млн тонн. Общий объем производства нетрадиционных топлив в США на конец года должен составить 300 млн тонн, или 6 млн б/с, — это огромная величина», — рассказал Танкаев.
Он отметил, что администрация США может пойти на серьезный конфликт в Персидском заливе, но для экономики страны такой шаг невыгоден.
«Для США это прямой экономический вред, потому что поднимутся цены на нефть. В США доля налогов в цене бензина маленькая, поэтому цены на топливо колеблются вместе со стоимостью сырья. При увеличении стоимости нефти резко вырастут цены на бензин и дизельное топливо. В стране огромные объемы потребления топлива за счет частного транспорта и грузовых перевозок, население США очень болезненно относится к повышению цен.
Президент Трамп борется за то, чтобы цены на бензин и дизтопливо были бы минимальны. Именно это, скорее всего, и заблокирует начало очередной мировой войны, которая может начаться в Персидском заливе»,
— заявил Танкаев.
Екатерина Вадимова