Posted 6 февраля 2020,, 10:49

Published 6 февраля 2020,, 10:49

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Газ = социальная справедливость

6 февраля 2020, 10:49
Темпы газификации России слишком отстают от планируемых — решение вопроса лежит в политической плоскости, а также требует внимания антимонопольных органов

Провести в свой дом газ — большая проблема для многих россиян. После обращения президента к Федеральному Собранию, в котором он четко обозначил приоритеты социальной политики, появилась надежда, что наконец-то этот вопрос сдвинется с мертвой точки и перестанет быть неразрешимым, а стоимость подключения домовладений к газовым сетям перестанет быть заоблачной.

Однако не стоит забывать, что обеспечить газом большинство частных домовладений России сложно не только из-за удаленности ряда населенных пунктов от основных магистралей — не только газовых, но и дорожных, — но и ввиду странного, мягко говоря, правового регулирования этого процесса. В настоящее время проблемами газификации собирается вплотную заняться Министерство энергетики РФ, хотя и ему пока не хватает нормативной базы для этой работы.

Темпы газификации страны беспокоят администрацию президента России: так, например, помощник руководителя администрации президента Кирилл Молодцов напомнил, что инвестиционная программа «Газпрома» предполагает существенное наращивание темпов газификации, хотя пока уровень газификации в стране ежегодно растет всего лишь на 1%.

На днях министр энергетики России Александр Новак, выступая в Совете Федераций, сообщил, что министерство собирается ускорить текущие темпы газификации регионов России: «Ставим задачу перед собой ускорить темпы газификации наших регионов. Со всеми регионами отрабатываем схемы газоснабжения. Будут выработаны в ближайшее время предложения по газификации нашей страны», — рассказал министр. Он добавил, что ведомство выступит с инициативой расширить свои полномочия, чтобы получить право утверждать схемы газоснабжения регионов.

По данным Минэнерго, газификация российских регионов в 2019 году выросла на 1,5% — с 68,6% до 70,1%. Очевидно, что такими темпами страну не удастся газифицировать полностью даже к 2030 году.

В 2019 году в «Газпроме» сообщали, что в ближайшие два года концерн планирует проложить еще около 450 новых газопроводов и газораспределительных станций, позволяющих в случае выполнения регионами своих обязательств газифицировать еще 230 тыс. домовладений примерно в тысяче населенных пунктов. Но эта работа не гарантирует, что сельские жители наконец-то смогут воспользоваться всеми благами этого удобного энергосырья, поскольку компании не разрешено строить газопроводы внутри населенных пунктов. Законодательно такое ограничение было введено для того, чтобы не допустить монополизации рынка. Однако, как ранее говорил прежний руководитель «Газпрома» Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда»: у муниципалитетов зачастую нет средств для строительства газораспределительной сети внутри населенных пунктов, то есть люди могут видеть газопровод из своего окна, но провести газ в свой дом не в состоянии. Подобная ситуация не улучшает настроения рядовых россиян и их отношения к федеральной власти, поскольку все, что связано с энергетическими ресурсами, в общественном сознании прочно ассоциируется с «Газпромом», Москвой и Кремлем.

Отраслевые эксперты отмечают, что к решению проблем газификации обязательно должны подключиться федеральные органы власти и возможно даже создать под эти задачи национальную программу. В противном случае темпы развития газотранспортной сети на внутреннем рынке не ускорятся.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что Минэнерго, если (или когда) получит полномочия, скорее всего, начнет договариваться с газовыми компаниями о выделении средств на газификацию в большем объеме: «Сейчас газификацией частных потребителей занимается в основном только „Газпром“. Минэнерго может договариваться с компаниями, но они имеют право проводить газификацию только до населенных пунктов. По закону муниципальные власти за счет своих бюджетов обязаны проводить газовые трубы дальше по улицам. А от улицы до частного дома — это уже обязанность домовладельца», — пояснил эксперт.

Он напомнил, что в европейской части уровень газификации достаточно высок, хотя есть и исключения, например, в Ленинградской области газ доступен менее 50% домовладений:

«Основная проблема в том, что у бюджетов городов и поселков нет денег на постройку газораспределительных сетей внутри населенных пунктов, а компании туда войти не имеют права.

Получается, что на бумаге населенный пункт подключен, а у населения газа нет. В этой ситуации либо Минэнерго должно добиваться выделения федерального финансирования под строительство газопроводов внутри населенных пунктов, либо необходимо выделение целевых средств на газификацию, а также выдача субсидий населению на газификацию частных домов», — рассказал Юшков.

Эксперт отметил, что скорейшее развитие газовой инфраструктуры находится полностью в логике нынешней госполитики: «Давайте сделаем что-то, чтобы качество жизни населения мгновенно подросло. Так подключите частные домовладения к газу, и это будет существенное улучшение качества жизни», — заявил Юшков.

Заместитель руководителя Информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова напомнила, что сегодня газ в домах имеют примерно две трети домохозяйств: «Это очень мало. В одной из версий Энергостратегии России говорилось, что страна достигнет 100% газификации только к 2030 году. Нельзя, чтобы население России газифицировалось по остаточному принципу. Инициатива Минэнерго абсолютно понятна — более того, несколько лет назад ведомство очень критиковали за то, что оно приоритетом для себя ставит нефтяную отрасль, а газовой промышленностью, не связной с экспортом и выработкой электроэнергии занимается меньше. Я считаю, что 100% газификация населения должна получить статус одного из национальных проектов.

Для газификации регионов, где трудно и дорого прокладывать газовые трубы, должно быть какое-то бюджетное финансирование.

«Газпром» один без поддержки государства и особенно местных властей не может все сделать сам. Это должна быть, прежде всего, политическая задача. Люди, которые сейчас не имеют доступа к газификации — это избиратели. Правильно, что на государственном уровне наконец-то обратили на это внимание. Было бы разумно поставить цели по достижению газификации не к 2030 году, а хотя бы на 5 лет раньше», — пояснила эксперт.

Директор Российского газового общества, член экспертного совета при Минэнерго РФ Роман Самсонов рассказал «НиК», что в настоящее время в экспертном сообществе ведется активная дискуссия по вопросу формирования Энегостратегии России до 2035, в рамках которой рассматриваются и вопросы газификации: «Фундаментальное замечание заключалось в том, что вопросы газификации и целевого участия государственной поддержки отражены очень слабо. Газификация населения сейчас относится к полномочию регионов и, судя по всему, им консолидировать какие-то финансовые ресурсы для этого сложно», — заявил эксперт.

По его мнению, работа над скорейшей газификацией России будет находиться в законодательной и регуляторной плоскости:

«В нашей стране, как правило, проекты реализуются лучше, если ими занимается крупная компания или под них выделяются ресурсы и ставятся задачи под контролем государства»,

— пояснил Самсонов. Он также напомнил, что президент Российского газового общества Павел Завальный ранее также говорил, что проекты развития газификации — это программа, требующая пристального внимания, в том числе, и на государственном уровне, а для этого законодательная основа должна быть усовершенствованна.

Однако кроме отсутствия необходимых полномочий у федеральных ведомств ускорению газификации мешает еще одна немаловажная проблема — это дороговизна подключения частных домов к газовой инфраструктуре. Цены на подключение практически во всех регионах достигают астрономических цифр. Например, в Московской области средняя стоимость этой услуги составляет 700–800 тыс. руб. И это в полностью газифицированных поселках, когда расстояние от газовой трубы до дома составляет около 15 метров. В других областях суммы могут быть несколько ниже, но все равно они совершенно неподъемны для большинства россиян. Причем до недавнего времени подключением частных домохозяйств занимались исключительно частные структуры, в последнее время, чтобы снизить цены, подключение разрешили проводить и облгазам, но они «почему-то» решили на рынке не демпинговать, и цены практически не изменились.

Еще в 2016 году замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин в эфире «Русской службы новостей» назвал недопустимыми ситуации, когда вместо заявленной стоимости в 25–50 тысяч рублей потребители вынуждены платить на порядок большие суммы. «Можно обращаться в территориальное управление ФАС по Московской области, где обязаны этот вопрос рассмотреть. Если это физическое лицо, то в Роспотребнадзор, если юридическое — то в ФАС», — указал Голомолзин.

Де-юре само подключения может и не стоить дороже озвученной суммы в 25-50 тыс. рублей.

Но де-факто, чтобы перевести свой дом на газовое отопление, гражданину приходится заплатить немалые суммы за огромное количество различных видов разрешительной документации, а также за подготовительные работы.

Кстати, в сентябре 2019 года начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин рассказал о планируемых изменениях законодательства о газоснабжении в утвержденном Правительством РФ плане «Трансформация делового климата». По его словам, «реализация Плана позволит снизить административные барьеры в ходе техприсоединения к газораспределительным сетям».

Стоит отметить, что европейский опыт развития газовой инфраструктуры совершенно иной. В таких странах как Финляндия, Швеция, Германия плата за подключение к магистральному газу с потребителей просто отсутствует. Конечно, там выше и стоимость энергоресурсов. Тем не менее, если предположить, что в дальнейшем «Газпром» будет постепенно уходить от практики перекрестного субсидирования и повышать цены на газ, ему просто необходимо сделать подключение к инфраструктуре более доступным.

Игорь Юшков также отметил, что в ЕС вся газовая стратегия зиждется на достижении максимальной конкуренции, которая должна приводить к снижению цен, потребитель не должен платить за подключение, ведь в дальнейшем он будет покупать энергосырье. Юшков указал, что в России ситуация совершенно иная:

«В крупных населенных пунктах подключение к газу стоит от 300 тыс. И непонятно, за что их следует платить. Все подрядные организации, занимающиеся проводкой газа в частные дома, договариваются между собой и держат цены.

Сейчас этим могут заниматься и облгазы, но и они сохраняют такие же запредельные расценки. Эту проблему должна была решать антимонопольная служба. На самом деле государству давно пора бы об этом задуматься, потому что вопрос газификации воспринимается, прежде всего, как вопрос социальной справедливости», — пояснил эксперт.

Роман Самсонов заметил, что в настоящее время появляются какие-то владельцы последних миль газопроводов, которые начинают диктовать свои условия, таких примеров миллион, и это сдерживающий фактор: «В Российском газовом обществе сейчас идет проработка большого комплекса вопросов именно в области регулирования подключения к газовой инфраструктуре. В настоящее время этот вопрос находится в руках местных организаций. Зачастую это совершенно криминальная среда. И эта проблема имеет социальный статус», — считает эксперт.

Резюмируя все вышесказанное, можно предположить, что федеральным ведомствам придется долго разгребать эти «авгиевы конюшни» современной системы газификации. Более того, чтобы исправить ситуацию придется объединять усилия местных и федеральных властей, а также энергокомпаний, причем делать это надо достаточно быстро. В противном случае страна не будет газифицирована даже 2030 году.

Екатерина Вадимова

"