Тема недели: у кого ключ к газификации?
Аналитика

Тема недели: у кого ключ к газификации?

2 августа 2019, 23:57Екатерина ВадимоваPhoto: Газпром межрегионгаз / mrg.gazprom.ru
Несмотря на низкую рентабельность, «Газпром» прокладывает газопроводы, но возникает проблема дороговизны подключения к инфраструктуре со стороны подрядчиков

На этой неделе вновь прозвучала тема газификации российских регионов, в частности Сахалина. Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что сахалинские и федеральные власти намерены в ближайшие 4–5 лет совместными усилиями повысить уровень газификации острова до 100%. Стоит отметить, что Сахалин является одним из ведущих центров российской газодобычи, тем не менее уровень газификации острова, по данным «Газпрома», составляет всего 37%. Однако, как показывает российский опыт, наличие газопровода еще не гарантирует гражданам доступное подключение к магистральному газу.

Очевидно, что медленное развитие газовых сетей в российских регионах имеет как объективные причины, которые заключаются в огромной территории страны, так и субъективные. Например, экономисты напоминают, что «Газпром» может продавать газ населению только по фиксированным ценам, при которых окупаемость инфраструктуры растягивается на десятилетия. Однако, несмотря на низкую рентабельность, газопроводы все же прокладываются, но возникает проблема дороговизны подключения к инфраструктуре.

Причем за непосредственное подсоединение к газовым сетям домов россиян отвечает не «Газпром», а компании-субподрядчики регионального подчинения.

Судя по всему, именно из-за этих структур в 2018 г. более 50 регионов, участвовавших в программе газификации, не выполнили обязательства, касающиеся сельских территорий. Это значит, что «Газпром» уже построил на свои деньги инфраструктуру, которая может приносить гораздо больше прибыли и несет важную социальную функцию, но из-за субподрядчиков далеко не все потенциальные потребители были подключены к газовым сетям.

В ближайшие два года «Газпром» планирует проложить еще около 450 новых газопроводов и газораспределительных станций, позволяющих в случае выполнения регионами своих обязательств газифицировать еще 230 тыс. домовладений примерно в тысяче населенных пунктов. Однако работа концерна не гарантирует, что сельские жители наконец-то смогут воспользоваться всеми благами этого удобного энергосырья.

Цены на подключение практически во всех регионах достигают астрономических цифр. Например, в Московской области средняя стоимость этой услуги составляет 700–800 тыс. руб. Только подписать первую «бумажку» для начала работ по подключению газа в подмосковном поселке по Ярославскому шоссе, где давно существует вся инфраструктура, стоит 100 тыс. руб., и это, по всей видимости, не самые высокие цены. В других областях суммы могут быть несколько ниже, но все равно достигают нескольких сотен тысяч и совершенно неподъемны для большинства россиян.

Очевидно, что речь идет об элементарном вымогательстве региональных структур.

«Газпром» же при этом лишается потенциальных потребителей, что еще больше отодвигает сроки окупаемости проектов.

Более того, если предположить, что в дальнейшем госконцерн будет постепенно уходить от практики перекрестного субсидирования и повышать цены на газ, ему просто необходимо сделать подключение к инфраструктуре более доступным и таким образом привлечь больше потребителей. Именно так работает с клиентами большинство энергокомпаний Европы. В Финляндии, Швеции и Германии плата за подключение к магистральному газу с потребителей и вовсе отсутствует.

Финансовый аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Дейнека в своем комментарии для «НиК» отметил, что «Газпрому» в одиночку невыгодно заниматься столь масштабным проектом, как газификация страны в целом и отдаленных населенных пунктов в частности, так как цены на газ для конечных потребителей регулируются и с коммерческой точки зрения для газовой монополии это не столь интересно.

Он отметил, что, по экспертным оценкам, у газопровода нормативный срок окупаемости достигает 40 лет.

«В противном случае требуется кратный рост тарифов на тепло и электроэнергию для потребителей, что также маловероятно. Даже при существующих тарифах потребители накапливают долги. На 1 января 2019 г. объем задолженности потребителей перед „Газпром межрегионгазом“ составил свыше 180 млрд руб. (рост на 6,2% г/г).

В основном долги формируют теплоснабжающие организации и население. Поэтому кроме государства и „Газпрома“ в проекты газификации российских регионов мало кто торопится входить»,

— заметил аналитик.

По его словам, уровень газификации ДФО составляет порядка 14% по сравнению со средним уровнем РФ, равным приблизительно 67%. На вопрос, что мешает более активно газифицировать российские регионы, Дейнека ответил, что это связано с совокупностью факторов, основным из которых является сокращение доходов населения и низкие темпы экономического роста в стране.

«Дальний Восток относится к регионам, которым федеральные власти уделяют особое внимание, но для более активной газификации региона требуется адекватная оценка капзатрат и целесообразности тех или иных проектов», — пояснил он.

Аналитик считает, что действия субподрядчиков, непосредственно подключающих потребителей к газовой инфраструктуре, объясняются чисто коммерческим интересом.

«Субподрядчики, которые в случае реализации проектов по газификации до населенных пунктов занимаются подключением конечных потребителей к трубопроводу, должны получать прибыль. Здесь масштаб трудозатрат и инвестиций снижается кратно, а высокая стоимость услуг по подключению делает проект рентабельным», — рассказал Дейнека.

Руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев напомнил, что при нынешней ценовой политике для »Газпрома» внутренний рынок — это социальная нагрузка.

«У „Газпрома“ монополия на экспорт газа по трубопроводам. Соответственно, считается, что за счет экспортных доходов компания должна газифицировать российские регионы.

Ее обязывают это делать. И я думаю, что все получится», — заявил эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что действительно существует точка зрения, согласно которой тарифы на газ для населения постепенно будут расти. Однако пока они увеличиваются так медленно, что в обозримом будущем концерну будет невыгодно заниматься этой работой.

Разуваев также подтвердил, что непосредственное подключение к газовой инфраструктуре на муниципальном уровне — это вопрос региональной политики.

Заметим, что президент России Владимир Путин неоднократно обращал внимание, что уровень газификации в российских регионах растет недостаточными темпами. Таким образом, деятельность региональных субподрядчиков, желающих получать сверхприбыли, идет вразрез с политикой федеральных властей. Однако у населения есть очень четкая ассоциация, что подрядчик — структура «Газпрома», а концерн у всех ассоциируется с государством.

Екатерина Вадимова

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter