Posted 4 ноября 2021,, 09:38

Published 4 ноября 2021,, 09:38

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Саммит СОР26 — момент истины для мировых лидеров — Financial Times

4 ноября 2021, 09:38
Проходящий в Глазго всемирный климатический саммит СОР26 действительно может иметь судьбоносное значение для борьбы с климатическими изменениями, судя по настрою его организаторов, отмечает британская газета Financial Times.

Однако смогут ли все участники конференции выработать единую позицию по принципиальным вопросам, по-прежнему неизвестно — повышение климатических целей потребуют от них гораздо более решительных действий, на которые многие страны пока попросту не готовы.

1,5 и 2 градуса — небольшая, но принципиальная разница

Перед мировыми лидерами, прибывающими в Глазго на саммит COP26, стоит масштабная задача: по утверждению премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, эта конференция есть не что иное, как «поворотный момент для человечества».

«Мы должны ограничить рост температуры на планете… Ежедневно, еженедельно мы наносим такой необратимый ущерб, что задолго до того, как пройдет миллион лет, мы сделаем нашу прекрасную планету практически непригодной для жизни», — заявил недавно Джонсон в своем выступлении в ООН, говоря о предстоящем фронте работ.

Саммит в Глазго станет моментом истины в определении того, сможет ли мир выполнить Парижское климатическое соглашение 2015 года, целью которого является ограничение глобального потепления в пределах 2 градусов Цельсия (а в идеале — 1,5) выше уровня до индустриальной эпохи.

В ходе СОР26 отдельные страны уже оказывают давление друг на друга с требованием установления более амбициозных климатических целей, переговорщики доработают правила Парижского соглашения, а главы государств могут заключить глобальную сделку об ограничении финансирования угольных проектов.

Неофициальным слоганом саммита является формулировка «Сохраним цель в 1,5 градуса».

Однако по мере роста глобальных выбросов парниковых газов достижение этой цели становится все более трудным. Ограничение глобального потепления пределом 1,5 градуса поможет избежать некоторых наихудших последствий изменений климата, но для этого требуется, чтобы выбросы сокращались гораздо быстрее, чем в сценарии с лимитом в 2 градуса. Даже страны, уже установившие для себя климатические цели, еще далеки от условий, необходимых для сценария 1,5 градуса. Несмотря на десятки новых целей, поставленных в этом году, мир движется к потеплению на 2,7 градуса Цельсия.

Это вам не фотосессия

В общей сложности на СОР26 ожидается присутствие около 25 тысяч делегатов, включая 120 глав государств. Несмотря на то, что саммит был перенесен из-за пандемии коронавируса, организаторы в итоге выбрали обычный формат — с множеством различных мероприятий и павильонов, — который предусматривает даже возможность проведения протестных акций. Однако везде осуществляются повышенные меры здравоохранения наподобие ежедневных тестов на коронавирус.

«COP26 — это не фотосессия и не говорильня. На этом форуме мы должны направить мир к решению проблем климата», — заявил президент СОР в Великобритании Алок Шарма в одном из недавних выступлений. Последние несколько месяцев он провел в поездках по миру, чтобы заключить соглашения с отдельными странами в преддверии переговоров в Глазго и заложить основу для сокращения финансирования угольных проектов. Подробности этих договоренностей пока не разглашаются.

Впрочем, и фотосессий будет немало. Главы иностранных государств прибудут на площадку форума на электрических моделях Jaguar, британские компании, занимающиеся экологически чистой энергией, будут продвигать свои достижения, а британская дипломатия должна продемонстрировать свое мастерство после Брексита.

В ходе СОР26 переговоры на официальном уровне должны привести к завершению работы над сводом правил, конкретизирующих Парижское соглашение по климату.

Ключевыми аспектами в данном случае являются структуры глобального углеродного рынка, а также вопрос о том, должны ли отдельные страны устанавливать свои новые климатические цели раз в пять или раз в десять лет.

Ряд наиболее интересных событий саммита не будут связаны с техническими переговорами, поскольку СОР26 — это еще и площадка для создания новых альянсов, новых обязательств корпораций, протестов активистов и прочих деклараций.

Для Великобритании два главных приоритета в этом году — прекращение использования угля и увеличение парка электромобилей. Великобритания настаивает на заключении глобального пакта об электромобилях — ожидается, что в нем примут участие главы нескольких крупнейших мировых автопроизводителей.

Между тем США, направившие на саммит большую делегацию, чтобы подчеркнуть работу администрации Джо Байдена над решением климатических проблем, призывают различные страны подписать глобальное обязательство по сокращению выбросов метана.

Но все же главная цель саммита заключается в том, чтобы усилить поддержку плана «1,5 градуса», а не уровня в 2 градуса, который установлен в Парижском соглашении в качестве некой красной линии. Кроме того, этот саммит является крайним сроком, к которому 197 стран, подписавших Парижское соглашение, должны представить обновленные климатические цели, — сделали это еще не все. Ожидается, что несколько стран объявят о новых целях прямо на саммите.

Кто заплатит за тонущие острова?

Одной из наиболее сложных дискуссионных тем в ходе СОР26 будет распределение ответственности за изменения климата между богатыми и бедными странами. «Для богатых стран пришло время сдержать свои обещания по сдерживанию климатических изменений», — гласит заголовок статьи автора FT Саймона Манди, который для написания книги о глобальном потеплении побывал в 26 странах, включая небогатые государства, уже сейчас испытывающие повышенные климатические риски.

По утверждению Манди, их жители будут очень внимательно следить за ходом СОР26. «Богатые страны — причина глобального потепления, но они не несут за это ответственности», — цитирует британский журналист мнение жителя одного из Соломоновых островов в южной части Тихого океана. Этот человек выступает категорически против мигрантов с близлежащего острова, который на глазах уходит под воду, что провоцирует постоянные конфликты. Соседи обвиняют обитателей тонущего острова в незаконном захвате их земель, однако обе стороны конфликта соглашаются в том, что наиболее справедливым решением было бы, если богатые страны, несущие основную ответственность за климатический кризис, покроют издержки, которые навязываются его жертвам.

Саммит COP26 дает шанс приступить к рассмотрению подобных проблем, пишет в своей статье Саймон Манди. Потребовались бы абсурдные искажения логики, чтобы отрицать моральный долг богатых стран выделять очень большие суммы для помощи бедным справиться с последствиями изменения климата.

В США выбросы углерода на душу населения составляют 15,2 тонны в год — на несколько порядков больше, чем 0,1 тонны в Эфиопии, и более чем вдвое больше, чем в Китае.

Даже в совокупном выражении Китай по-прежнему выбрасывает в атмосферу гораздо меньше углерода, чем США или Европа, население которых намного меньше.

Нарушение богатыми странами своего давнего обещания предоставлять бедным странам на помощь в борьбе с изменениями климата в объеме $100 млрд в год — это позор, настаивает FT. И этот провал, добавляет британское издание, будет выглядеть еще более гротескно, если по итогам COP26 не будет достигнут значительный прогресс в достижении этой цели.

«Если COP26 окажется еще одним громким крахом многосторонних переговоров, то в будущем историки, вероятно, станут рассматривать его как знаковое событие, которое продемонстрировало упрямство мировых лидеров, отвергающих очевидные инструменты разрешения кризиса, — резюмирует Саймон Манди. — Но если СОР26 бросит вызов этим ожиданиям и приведет к существенному прогрессу, его будут воспринимать как момент, когда темпы сползания к климатической катастрофе стали замедляться».

"