Posted 4 августа 2018, 07:26
Published 4 августа 2018, 07:26
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
США в очередной раз хотят усилить санкции в отношении России. Примечательно, что антироссийская истерия в Вашингтоне усиливается именно во второй половине лета. На этот раз хотят ударить по российскому суверенному долгу, а также осложнить строительство газопровода «Северный поток – 2».
2 августа ряд американских сенаторов внес в верхнюю палату Конгресса законопроект о новых санкциях в отношении России под названием «Защита американской безопасности от кремлевской агрессии». Документ должен будет ударить по российскому госдолгу и повлиять на сделки, связанные с инвестициями в энергетические проекты. Речь идет о запрете транзакций, связанных с суверенным долгом РФ, и о санкциях против инвестиций в энергетические проекты, поддерживаемые Россией или структурами с участием российского государственного капитала, а также о запрете гражданам США участвовать в нефтяных проектах в России.
По традиции санкционные ограничения США направляются и против физических лиц. На этот раз сенаторы намерены выяснить, какими активами владеет президент России Владимир Путин. Кроме того, они предложили вводить санкции против любого жителя РФ, который мог бы поддерживать враждебную киберактивность или способствовать таковой.
Законопроект также предусматривает изучение госсекретарем США того, соответствует ли Россия критериям государства – спонсора терроризма.
Любопытно, что документ сплотил две враждующие американские партии: его подготовили общими усилиями демократов Роберта Менендеса, Бена Кардина, Джин Шахин и республиканцев Кори Гарднера, Линдси Грэма и Джона Маккейна. Кроме нового санкционного законопроекта, его авторы выступили с инициативой создания национального центра по борьбе с «российской дезинформацией». Глава сенатского комитета по международным делам Боб Коркер сообщал, что американские конгрессмены могут одобрить новый пакет санкций против России до запланированных на ноябрь промежуточных выборов в США.
Российские эксперты по-разному относятся к «августовскому обострению» антироссийских настроений в американском Конгрессе. Но большинство предполагают, что на санкции в отношении суверенного долга США не пойдут. Напомним, что ограничения в отношении суверенного долга РФ уже рассматривались в Конгрессе в апреле 2018 года и тогда министр финансов Соединенных Штатов Стивен Мнучин выступил против данного шага, поскольку он мог навредить американцам и в целом мировой экономике. В то же время эксперты уверены, что новое санкционное давление усложнит реализацию российских экспортных проектов, в частности «Северного потока – 2».
Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев заметил, что угроза (усиления санкций – «НиК») страшнее наказания.
«Вероятность принятия этого законопроекта достаточно низкая. Если же он будет принят, то рубль будет процентов на 15 дешевле, что поддержит российских нефтяников и экспортеров. Россия может ввести ответные меры – заморозить выплаты зарубежным компания по внешним долгам, а также перечисления дивидендов на доли иностранцев. На реальном секторе ужесточение, которое они собираются ввести, серьезно не скажется», – заявил аналитик в интервью «НиК».
По его мнению, законопроект не будет принят Конгрессом.
«В облигациях российского федерального займа американцев очень много. Поэтому я не думаю, что они будут наступать себе на мозоли»,
– пояснил Разуваев.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, напротив, считает, что к возможности введения новых санкций США необходимо относиться со всей серьезностью.
«В последние несколько лет американские законодатели последовательно проводят политику по ужесточению санкций в отношении России, несмотря на все политические метания президента США. Думаю, что в юридическом плане следует ожидать ужесточения санкций. Я не уверен, что проект, который сейчас подан в Конгресс, будет принят. Возможно, какие-то его положения будут смягчены, но то, что санкции будут ужесточаться, для меня нет никаких сомнений»,
– заявил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что наиболее чувствительные для американского бизнеса моменты в новом законопроекте будут скорректированы. Скорее всего, это вопросы о запрете транзакций, связанных с суверенным долгом РФ.
«Что касается российских энергетических проектов, то еще в августе 2017 года Конгрессом был принят первый закон о противодействии противникам США, к которым была отнесена и Россия. В нем были прописаны такие энергетические проекты, как «Северный поток – 2», поэтому все действия, направленные на дальнейшее ужесточение санкционного режима, – это ожидаемый результат», – указал Громов.
Он обратил внимание на то, что, несмотря на все бодрые политические заявления, которые периодически звучат в СМИ, реализация проекта газопровода «Северный поток – 2» замедлилась.
«Планировалось, что уже в конце 2019 года первый газ по «Северному потоку – 2» пойдет в Европу. Сейчас очевидно, что сроки сорваны. Разрешение, которое проект должен был получить от Дании, он так и не получил. Кроме того, с большой интенсивностью возобновились трехсторонние контакты России, Евросоюза и Украины по вопросам урегулирования ситуации вокруг украинского транзита, который заканчивается в конце 2019 года.
Я думаю, России надо быть готовой к тому, что «Северный поток – 2» будет сильно тормозиться американскими санкциями, нельзя исключать и того, что он может быть вообще временно приостановлен»,
– резюмировал Громов.
По мнению экономиста Саида Гафурова, ужесточение санкций США будет неприятно и приведет к подорожанию российских энергопроектов.
«Но я практически убежден, что КНР придет нам на помощь, то есть проблемы будут решаться, просто проекты станут дороже. «Северный поток – 2» новые санкции остановить не смогут. Они станут преградой для сложных с технической точки зрения проектов, для которых у России нет собственных технологий. Но в случае с реализацией «Северного потока – 2» такие технологии в РФ есть», – пояснил эксперт в интервью «НиК».
Он уверен, что США обязательно попытаются ввести санкции против российского суверенного долга и будут стараться запретить покупать наши облигации.
«Но и это не может нанести большой ущерб экономике нашей страны. В России уже давно курс валюты определяется волевым решением ЦБ. Поэтому внутренняя монетарная политика гораздо важнее даже цен на нефть, не говоря уже о новых американских санкциях»,
– заметил Гафуров.
Стоит отметить, что политика торгового протекционизма, к которой смело можно отнести антироссийские санкции и торговую войну с КНР, крайне негативно сказывается на энергетическом секторе самих Соединенных Штатов.
Ведущие американские компании были вынуждены отказаться от работы на перспективных российских шельфовых проектах, теперь власти КНР включили нефть и нефтепродукты из США в списки товаров, на которые планируется ввести 25-процентную пошлину в качестве ответной меры на повышение американских таможенных тарифов.
Агентство Reuters сообщило, что китайская государственная корпорация Sinopec приостановила закупки нефти из США. Между тем в последние годы именно КНР была вторым после Канады покупателем американской нефти, третьим импортером американского пропана и СПГ.
Поэтому не совсем понятно, каким образом США намерены достигать энергетического доминирования в мире, на которое так уповает Дональд Трамп. В то же время разногласия с Китаем могут усугубить давление Вашингтона на Брюссель для того, чтобы продавать ЕС больше своего энергосырья.
Екатерина Дейнего