Posted 4 мая 2018,, 14:41

Published 4 мая 2018,, 14:41

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Итоги недели: поворот «нефтяных рек»

4 мая 2018, 14:41
В Германии начато строительство «Северного потока – 2», а российские экспортеры нефти всерьез настроены на завоевание азиатских рынков

Прошедшая неделя принесла положительные новости по реализации проекта «Северный поток – 2». Кроме того, на мировом нефтяном рынке возникла серьезная тема для размышлений, связанная с изменением российского нефтяного экспорта, а именно значительным ростом поставок «черного золота» в Китай и уменьшение продаж сырья на европейский рынок.

Старт «Северного потока – 2»

Накануне стало известно, что в немецком Лубмине начали готовить строительную площадку для выхода на берег газопровода «Северный поток – 2». Об этом сообщил представитель оператора проекта Nord Stream 2 AG, уточнив, что работы по завершению строительства административных построек, а по также подготовке к монтажным работам в зоне выхода на берег газопровода выполняются в соответствии с выданными разрешениями.

По информации портала госзакупок, «Газпром» в свою очередь готов потратить 74,7 млрд руб. на строительство на Северо-западе РФ 538 километров газотранспортных мощностей для поставки газа в газопровод «Северный поток – 2».

Руководитель направления «Газ и Арктика» энергетического центра московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов в интервью «НиК» заметил, что работы по подготовке площадки для выхода на берег газопровода уже являются частью реализации проекта.

«Технологические возможности строительства этой ветки газопровода «Газпром» и его партнеры доказали предыдущими газотранспортными проектам. Пока сложно судить по подготовительным работам лишь о сроках реализации всего «Северного потока – 2», – считает эксперт.

По его мнению, определенные сложности могут возникнуть в регуляторной области: согласованиях и разрешениях, экологических вопросах.

«Это всегда фактор риска, есть методология, которая позволяет эти риски учитывать, но от них никто не застрахован. Сейчас надо взвешенно оценивать ситуацию. Но если «Газпром» приступил к реализации проекта, значит, у него есть внутренняя уверенность и, наверняка, присутствуют какие-то маркетинговые решения всех этих сложностей»,

– указал Роман Самсонов.

Он также отметил, что если будет усиливаться геополитическое влияние на проект, то есть санкционное давление, риски реализации «Северного потока – 2» могут возрасти.

«Риски будут связаны с финансированием и сохранением озвученного бюджета проекта, только тогда можно будет говорить об изменении сроков реализации проекта. Но пока каких-то непреодолимых проблем нет», – резюмирует эксперт.

Китай скупает нефть

Эксперты Bloomberg подсчитали, что с января по май 2018 года поставки российского «черного золота» на европейские НПЗ снизились на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и составили около 1,86 млн баррелей в сутки (б/с). Поставки нефти в Китай из России с января по март, наоборот, выросли на 43%, их объем – 750 тыс. б/с. Отмечается, что прогноз был составлен агентством в соответствии с планами загрузки портов на Балтийском и Черном морях. При этом Россия уже больше года является главным поставщиком нефти в КНР, обогнав по этому показателю Саудовскую Аравию. В 2016 году был достигнут исторический максимум, когда российские компании поставляли в Китай более 1 млн б/с.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов считает, что данные по изменению объема поставок российской нефти свидетельствую не о «субъективных» процессах по смене экспортной стратегии России, а об объективном изменении всей мировой экономики и, в частности, нефтеперерабатывающей отрасли. Кроме того меняется и сама структуры производства нефти в России.

«До недавнего времени основной экспортной маркой российской нефти была Urals – это высокосернистая нефть Западной Сибири, Татарстана. Под ее потребление было выстроено большинство европейских НПЗ. Они к сере привыкли и научились ее убирать. Для европейских стран покупка Urals была очень выгодной, так как российской сорт продавался со скидкой к Brent. Нефть Восточной Сибири, Сахалина и других российских регионов, расположенных ближе к Китаю, содержит меньше серы, поэтому КНР покупала это сырье, поставляемое по трубопроводной системе ВСТО, без скидки. И такие поставки стали более выгодны для РФ. Для них специально был создан отдельный сорт нефти – ESPO (ВСТО), на него уже не действовала скидка к Urals», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

Вместе с тем сейчас месторождения Западной Сибири и Татарстана постепенно истощаются, а доля Восточной Сибири, Арктики, Сахалина и других нефтеносных регионов потихоньку растет.

«Такие факторы, как уменьшение количества Urals, согласие Китая платить полностью за качественную нефть и увеличение потребление нефти в Юго-Восточной Азии играют в пользу того, что поставки российской нефти понемногу переключаются на восточное направление.

Более того, до недавнего времени ЕС практически занимал позицию единственного покупателя российской нефти. Такая монополия была неприятна для РФ. Нефтяные компании понимали, что могут оказаться на европейском рынке в такой же ситуации, что и «Газпром». Поэтому приняли целенаправленное решение диверсифицировать поставки»,

– считает Анпилогов.

Европейский рынок нефти сравняется с азиатским

Эксперт уверен, что европейские НПЗ от сокращения поставок российской нефти пострадают несильно.

«В какой-то степени они уменьшат свою прибыль, где-то переориентируются на нефть Ближнего Востока и Северной Африки или даже Венесуэлы. Нефтепереработка в Европе и в США – это передовая отрасль. Для нее не является проблемой высокосернистая или тяжелая нефть. У ЕС много нефтяных терминалов, так как Европа всегда исторически была ведущим нефтяным хабом. Возможно, возникнут сложности у Великобритании, где идет радикальное падение добычи углеводородного сырья, и этой стране будет сложно поддерживать собственный баланс производства и потребления нефти и газа. Но и там справятся», – рассказал президент фонда «Основание».

При этом эксперт указал на то, что разница в цене на нефть между Юго-Восточной Азией и Европой сокращается: «Этот процесс продолжится и, в конечном итоге, Европа будет платить такую же и даже большую цену за нефть, чем Юго-Восточная Азия».

Екатерина Вадимова

"