Снижение поставок в ЕС объективно заставляет РФ искать новые рынки для трубопроводного газа, среди которых самый очевидный (с большим потенциалом спроса) – Китай. Однако направить такой же, как и в ЕС, объем газа в КНР не выйдет в силу отсутствия инфраструктуры.
многие иностранные поставщики отказываются поставлять оборудование, а иногда даже не возвращают перечисленные им авансовые платежи
за последние полгода реализация проектов «Газпрома» на Ямале, в центральной и восточной части РФ столкнулась с «импортом второго-третьего уровня», когда определенные срывы возникают у поставщиков
при готовности 99% – 1% отсутствия какого-то иностранного элемента влияет на поставку всего оборудования
быстро перенаправить экспортные потоки из Европы в Китай затруднительно. Нет необходимого числа судов именно с российским флагом, способных перевозить (экспорт российского угля в ЕС – 51 млн т) энергоноситель в Индию, КНР и другие азиатские страны, готовые его покупать, несмотря на санкции Запада.
Из-за эмбарго на российские поставки нефти и введения потолка цен на российскую нефть РФ потребуется перенаправить на рынки Азии дополнительно около 3,5 млн б/с нефти и нефтепродуктов. В полном объеме, вероятно, это сделать не получится из-за нехватки танкеров и проблем с их страхованием. В результате эмбарго Россия может сократить добычу на 700 000 баррелей в сутки
C мая по июль РФ поставляла в Поднебесную примерно 2 млн б/с, что на 55% больше, чем в аналогичные месяцы 2021-го.
После незначительного сокращения поставок российской нефти в КНР по итогам 2021 года (на 4,5%, до 79,64 млн т) в 2022-м Россия стала продавать в Китай гораздо больше, порой даже обгоняя Саудовскую Аравию.
Есть и проблема с необходимостью российской нефтянки обязательно предоставлять азиатским покупателям большую скидку. В противном случае РФ рискует вообще остаться без покупателя. Это хорошо видно на примере Индии в сентябре, когда скидка на российскую нефть доходила до $25-30 за баррель.
По разным оценкам, для доставки примерно 2 млн б/с российской нефти в китай морским путём может понадобиться около 80 танкеров VLCC. Такого числа этих типов судов, находящихся под прямым управлением, у РФ нет.
К июню 2022-го российское сырье составляло 10% всей сырой нефти, закупаемой Индией за рубежом (24 февраля показатель не превышал 0,2%).
С весны 2022-го индийские НПЗ покупали практически все сорта нефти из РФ, включая даже ВСТО.
Цена фрахта танкеров в сентябре сделала цену ВСТО для индийских НПЗ на $5-7 дороже по сравнению с ближневосточным сортом Murban.
В сентябре для Индии было загружено около 2 млн т российской нефти против 3,55 млн т в августе.