"РЖД" в I полугодии 2005 г перевезли нефтепродуктов на 7,7% больше
27 сентября 2005, 15:05
Рынки
В I полугодии 2005 г. объем перевозок нефтяных грузов по сети железных дорог России увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 2,2% и составил 112,5 млн. тонн. В том числе перевозки во внутригосударственном сообщении увеличились на 8,2% и составили 56,9 млн тонн, на экспорт снизились на 4,2% и составили 53 млн тонн, сообщает пресс-служба ОАО "РЖД".

В I полугодии 2005 г. объем перевозок нефтяных грузов по сети железных дорог России увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 2,2% и составил 112,5 млн. тонн. В том числе перевозки во внутригосударственном сообщении увеличились на 8,2% и составили 56,9 млн тонн, на экспорт снизились на 4,2% и составили 53 млн тонн, сообщает пресс-служба ОАО "РЖД".

Объем перевозок нефтепродуктов в первом полугодии 2005 г. увеличился на 7,7% и составил 86,1 млн тонн, в то время как перевозки сырой нефти железнодорожным транспортом снизились на 12,3% и составили 26,4 млн тонн. При этом экспорт сырой нефти сократился на 30% и составил 15,7 млн тонн. Сокращение экспортных поставок сырой нефти по железной дороге обусловлено значительным ростом ставок вывозных таможенных пошлин, которые стимулируют нефтяные компании направлять сырую нефть на внутренний рынок на переработку на НПЗ.

Еще один существенный фактор, повлиявший на объемы перевозок нефти, - потери от сокращения объемов перевозок компанией "ЮКОС". Так, экспортные перевозки по Куйбышевской железной дороге за первое полугодие 2005 г. снизились на 43% вследствие сокращения перевозок с предприятий Самарского узла на 77% к уровню 2004 г. Однако, как отмечают специалисты "РЖД", нефть никогда не была профильным грузом железных дорог - по железной дороге всегда больше возили нефтепродукты. Когда же в России начался существенный рост экспорта, а трубопроводная система с ним не справлялась, часть объемов сырой нефти пришла на железную дорогу. Сейчас тенденция другая - экспорт нефти по железной дороге снижается, но это компенсируется увеличением перевозок нефтепродуктов, поэтому в целом баланс положительный.

В 2005 г. на сети "РЖД" ожидается увеличение перевозок всех нефтегрузов на 5% при сокращении перевозок сырой нефти в целом почти на 5 млн тонн. Относительно прогноза грузооборота нефтеналивных грузов на перспективу, по расчетам специалистов "РЖД", наиболее высокий рост в 2006 г. ожидается на экспорт через погранпереходы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. С другой стороны, в связи с ослаблением конъюнктуры на европейском нефтяном рынке, объем экспорта через погранпереходы в направлении Европы может сократиться почти в 2 раза. В целом, учитывая конъюнктуру нефтяного рынка и увеличение нефтепереработки, можно прогнозировать прирост погрузки нефтяных грузов на железнодорожном транспорте в размере 1-1,5% ежегодно, что позволит достичь к 2008 г. погрузки 225 млн тонн.