У геологов будет много работы
18 августа 2005, 12:05
Рынки
Процедура выдачи лицензий на геологическое изучение усложнилась, но стала более открытой Валентина Василькова, начальник отдела управления геологии и лицензирования нефти и газа, подземных вод и сооружений Федерального агентства по недропользованию На фоне нынешнего массового лицензирования недропользования (см.

Процедура выдачи лицензий на геологическое изучение усложнилась, но стала более открытой

Валентина Василькова, начальник отдела управления геологии и лицензирования нефти и газа, подземных вод и сооружений Федерального агентства по недропользованию

На фоне нынешнего массового лицензирования недропользования (см. «Дорогие недра» в «НиК» №7, 2005 г.) последнее время был практически остановлен процесс выдачи лицензий на геологическое изучение недр. Проблема заключалась в том, что нормативная база не была приведена в соответствие с изменившимся законодательством, после того как в августе прошлого года масштабным законом №122-ФЗ помимо прочего были внесены поправки в закон «О недрах».

В марте текущего года МПР России утвердило нормативный документ, регламентирующий порядок рассмотрения «геологических» заявок. В июле был опубликован первый перечень объектов, которые в 2005 году предлагаются компаниям для геологического изучения. В Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра) ожидают ажиотажный спрос на многие из предложенных участков, и в таком случае определение их хозяев может затянуться: в случае если на участок поступит более одной заявки, он будет выставлен на аукцион — с правом последующей добычи.

В соответствии с последней редакцией закона «О недрах» право пользования участками недр для целей геологического изучения возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации и МПР России. Решение принимается открытым голосованием.

«Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр» утвержден приказом №61 МПР России от 15 марта 2005 года. Согласно этому документу, рассмотрение заявок предусматривается только в отношении тех участков, которые вошли в утвержденный МПР России перечень объектов лицензирования.

Какие участки предлагаются

В начале июля МПР России опубликовало «Перечень объектов, предлагаемых в 2005 году для предоставления в пользование (с целью геологического изучения за счет средств недропользователей)», где недропользователям было предложено 157 участков недр в 29 регионах России для геологического изучения на углеводородное сырье. В перечень вошли участки, пакеты документов по которым были подготовлены территориальными органами Федерального агентства по недропользованию в 2004 году и частично в 2005 году.

На утверждении в МПР находится второй перечень, который в ближайшее время будет официально опубликован. Третий подобный перечень уже готовится на основании документов, представляемых территориальными агентствами Роснедр. Кроме того, в Министерстве обороны РФ проходит согласование перечня объектов лицензирования на геологическое изучение континентальных шельфов России. Планируется, что к сентябрю он также будет опубликован.

В первый перечень не вошли участки недр, на которые, как уже сейчас ясно, будет большой спрос. Главным образом это касается многих участков-«претендентов» в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах. На проведенных аукционах в ХМАО на ряд участков, которые предлагались для совмещенного пользования (изучение, разведку и добычу), оказалось очень много заявителей, в результате чего лицензии на них были проданы с большим превышением над стартовой ценой. Исходя из этого опыта, из перечня объектов, предлагаемых для геологического изучения, исключены те участки, на которые заведомо будет несколько заявителей. Чтобы не затягивать процесс лицензирования таких привлекательных участков, решено сразу включать их в список для проведения аукционов. Таким образом, в первом перечне вообще не оказалось объектов в этих регионах, а те участки, на которые не ожидается большого спроса (удаленные, малоизученные и т.д.), после дополнительного рассмотрения вошли во второй перечень.

По первому перечню сбор заявок претендентов начался с момента официальной публикации — с 8 июля. По истечении 60 дней комиссии рассмотрят поступившие пакеты заявочных материалов. В случае если все документы заявителя будут соответствовать предъявляемым требованиям и претендент будет единственным заявителем на конкретный участок недр, ему будет предоставлена лицензия.

Однако если на тот или иной участок недр поступит две и более заявок, объект будет выставлен на аукцион, победитель которого получит право совмещенного пользования недрами — геологического изучения, разведки и добычи.

Напомним, что ранее, до принятия поправок к закону «О недрах», если от недропользователей поступало несколько заявок, то в учет принималось наиболее привлекательное инвестиционное предложение от претендентов и на основании этого выносилось решение о выдаче прав на геологическое изучение тому или иному недропользователю. Основным изъяном такой системы было то, что она была недостаточно прозрачной, не исключала необъективности при выборе недропользователя и возможной коррупции. Новый порядок не только повысит прозрачность, но и позволит увеличить доходы федерального бюджета (за счет участков, «уходящих» на аукцион).

Требования к претендентам

В соответствии с утвержденным МПР России порядком рассмотрения заявок на геологическое изучение заявка подается недропользователями не позднее чем через 60 дней с момента официального опубликования в СМИ. В ней должны быть указаны данные о финансовых возможностях недропользователя. Для этого заявитель предоставляет копию бухгалтерского баланса за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа. Если недропользователь намеревается использовать для работы на участке привлеченные средства — то договоры займа, кредита, банковскую гарантию. Кроме того, в заявке должны быть даны сведения о технических и технологических возможностях компании или других организаций, которые недропользователь намеревается привлекать в качестве подрядчиков.

Заявитель дает предложения по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту полезных ископаемых.

При получении лицензии на геологическое изучение недропользователь платит только сбор за выдачу лицензии, который идет в федеральный бюджет. Однако в лицензионном соглашении прописываются ежегодные регулярные платежи за право геологического изучения недр. Согласно закону «О недрах» такая плата может составлять от 120 до 360 рублей за 1 км2. Как правило, при установлении суммы регулярных платежей Роснедра определяют за первый год изучения участка минимальную ставку в размере 120 рублей. В последующие годы плата постепенно увеличивается.

Если недропользователь в течение 5 лет не успевает завершить геологическое изучение, то законом «О недрах» предусмотрено, что в случае выполнения условий лицензионного соглашения право пользования недрами с целью завершения работ по геологическому изучению может быть продлено. При этом недропользователю устанавливаются регулярные платежи, как правило, по максимальной ставке.

Недропользователь обладает правом в первый же год, если он начал вести работы по интерпретации имевшихся ранее данных и пришел к выводу, что часть участка бесперспективна, отказаться от него.

Законом «О недрах» не предусмотрено ограничение по площади выдаваемых на геологическое изучение лицензий, но в богатых углеводородами районах — ХМАО, ЯНАО, НАО — в перечень не вошли объекты площадью более 1,5 тыс. км2. Это сделано для того, чтобы недропользователь более тщательно изучал предоставленный ему участок. В слабо изученных или менее перспективных районах (например, в Камчатской области или на суше Сахалина) Федеральное агентство по недропользованию согласилось с предложением территориальных органов о включении во второй перечень участков с площадью до 2,5 тыс. км2. Таким образом, недропользователь сначала может провести региональные работы, после чего, вероятно, от части территории откажется как от бесперспективной.

В лицензионном соглашении прописываются минимальные сроки и объемы работ по геофизическому исследованию, поисковому бурению с той целью, чтобы контролирующие службы могли проверить работу недропользователя. Если компания с момента получения лицензии длительное время не приступает к геологическому изучению участка без объективных оснований, то Федеральное агентство по недропользованию может поставить вопрос о досрочном прекращении прав пользования недрами.

Сейчас не существует препятствий для иностранных компаний, которые собираются подавать заявки на участие в геологическом изучении российских недр. Исключение составляют лишь участки, по которым Генштабом ВС России сделаны определенные ограничения.

Cудя по всему, интерес недропользователей к предложенным участкам будет очень большой. Особенно по первому перечню, где представлено много участков, на которые недропользователи уже подавали заявки ранее — до изменения законодательства. Вполне вероятно, что в результате «чисто геологических» лицензий будет выдано немного, а большинство участков уйдет на аукцион.