На южных берегах
4 июля 2005, 13:12
Рынки
Российские нефтепорты на Черном море не хотят уступать лидерство Балтике После запуска мощного нефтяного порта в Приморске балтийское направление экспорта нефти стало в России приоритетным — в минувшем году через три терминала в Финском заливе ушло на экспорт 58 млн тонн нефтегрузов. Однако Черное море, которое было основным направлением российского нефтяного экспорта в течение нескольких десятилетий, не собирается сдавать позиции.

Российские нефтепорты на Черном море не хотят уступать лидерство Балтике

После запуска мощного нефтяного порта в Приморске балтийское направление экспорта нефти стало в России приоритетным — в минувшем году через три терминала в Финском заливе ушло на экспорт 58 млн тонн нефтегрузов. Однако Черное море, которое было основным направлением российского нефтяного экспорта в течение нескольких десятилетий, не собирается сдавать позиции. В 2004 году через порты Краснодарского края было отгружено на экспорт без малого 100 млн тонн нефти и нефтепродуктов из России и прикаспийских стран. Учитывая имеющиеся планы развития, можно утверждать, что в ближайшее время Черное море не уступит лидерство в Балтике, а крупнейший черноморский нефтепорт Новороссийск — Приморску.

Через терминал «Шесхарис» на окраине Новороссийска в 1999 году ушло 27,8% всей российской экспортной нефти и почти 56% экспортных поставок через морские терминалы. 1999 год мы вспомнили не случайно: это был последний год, когда для экспорта нефти использовалась только инфраструктура, сформированная в советское время. На море нефть тогда переваливали на российских терминалах в Новороссийске и Туапсе, в Одессе на Украине и в Вентспилсе в Латвии. В последующие несколько лет заработали терминалы в Бутинге (Литва) и Южном (Украина), в Приморске и Южной Озереевке (КТК), прекратилась прокачка нефти на Вентспилс, наконец стремительно вырос экспорт сырья по железной дороге через порты стран бывшего СССР, не подключенные к трубопроводной системе «Транснефти».

Угроза с северо-запада

Новороссийский терминал «Транснефти» до прошлого года удерживал абсолютное первенство по перевалке нефти с трубы на воду.

В 2001-03 годах «Черномортранснефть» инвестировала более $100 млн в модернизацию и расширение мощности местного перевалочного комплекса. В результате только объем трубопроводного экспорта через Новороссийск вырос на половину — с 30 млн тонн в 1999 году до 45 млн в 2003. А в июле 2004 года в преддверии своего 40-летнего юбилея нефтебаза «Шесхарис» поставила рекорд, загрузив за месяц в танкеры 4617 тыс. тонн нефти (в пересчете на год это соответствует мощности 55 млн тонн).

Вместе с тем прошлый год обозначил нового лидера трубопроводного экспорта — терминал Балтийской трубопроводной системы (БТС) в Приморске. Хотя в целом по итогам 2004 года по системе «Транснефти» через Новороссийск ушло на экспорт 49 млн тонн нефти, а через Приморск лишь 44,6 млн тонн, тем не менее, после запуска на полную мощность второй очереди БТС осенью 2004 года балтийский порт вышел на первую позицию. Впервые Приморск превысил рубеж в 4 млн тонн ежемесячной отгрузки нефти в сентябре, а в октябре прошлого года преодолел рубеж в 4,3 млн тонн в месяц. Для нефтебазы «Шесхарис» этот рубеж не является недосягаемым, однако в осенне-зимний период Новороссийск всегда снижает объем перевалки из-за штормов. В результате с ноября 2004 года, согласно статистике «Транснефти», Приморск опережает Новороссийск.

С января 2005 года Приморск переваливает уже 4,6-4,7 млн тонн, так что рекорд Новороссийска продержался недолго. Ближайший ориентир Приморска — 5 млн тонн в месяц — будет достигнут в 2006 году, когда БТС выйдет на пиковую мощность в 60 млн твг.

Терминал «Транснефти» в Приморске стал первой ласточкой настоящего бума проектов по перевалке нефти и нефтепродуктов в Ленинградской области (подробнее см. интервью с вице-губернатором Ленобласти Григорием Двасом в «НиК»№ 1-2, 2005 г.). В наиболее продвинутой стадии сегодня находится проект «ЛУКОЙЛа» в Высоцке — в прошлом году там началась перевалка. Существенно расширил свои мощности Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) (см. «В плену мелководья» в «НиК» №3, 2005 г.). Кроме того, на стадии изыскательских работ находится несколько терминалов на территории нефтяного района нового порта в Усть-Луге и нефтепродуктовый терминал в Приморске, который собирается построить «Транснефтепродукт». Однако вряд ли новые терминалы на Балтике заработают раньше 2007 года. Если к этому времени, как обещает Минтранс, железнодорожные тарифы на перевозку нефтегрузов к российским и зарубежным портам существенно сблизятся, то некоторые проекты так и останутся на бумаге — они просто не выдержат конкуренции с терминалами стран Балтии, уже окупившими капиталовложения и имеющими возможность демпинговать.

Тем не менее ажиотаж уже сыграл свою роль. В 2004 году через российские терминалы на Балтике было отгружено около 58 млн тонн нефтегрузов. Еще примерно столько же российских нефтегрузов ушло через порты стран Балтии. В нынешнем году через Санкт-Петербург, Приморск и Высоцк планируется перевалить около 70 млн тонн. С большой долей уверенности можно утверждать, что к 2007 году на этом направлении из России будет уходить на экспорт не менее 90 млн тонн нефтегрузов. В эту цифру входит перевалка до 60 млн тонн нефти через терминал «Транснефти» в Приморске, около 25 млн тонн преимущественно нефтепродуктов смогут отгрузить на своих терминалах ПНТ и «ЛУКОЙЛ».

Смена транзитных приоритетов

Стремительный рост перевалки в российском секторе Балтики не смог (по крайней мере пока) поколебать приоритета черноморского направления экспорта.

В 2004 году через порты Черного моря было отгружено на экспорт более 130 млн тонн нефтяных грузов (в том числе около 105 млн тонн нефти), из них 100 млн тонн — через российские порты.

Как известно, главной проблемой на пути нефтегрузов c Черного моря в Западную Европу является ограниченная (во многом усилиями правительства Турции) пропускная способность пролива Босфор. Эксперты склонны считать политику Анкары в отношении Босфора в определенной степени конъюнктурной и направленной в первую очередь в адрес нефтедобывающих компаний Казахстана в надежде убедить их перенаправить значительную часть экспорта нефти в новый трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан (см., например, «И все-таки берег турецкий?» в «НиК» №12, 2004 г.).

Так или иначе, но борьба за транзит каспийской нефти долгие годы оказывает самое серьезное влияние на грузопотоки в регионе. Если 15 лет назад Россия была единственным экспортером нефти в черноморском бассейне, то в 1996 году из 46 млн тонн нефти, отгруженной на экспорт через терминалы Новороссийска, Туапсе и Одессы, 3,5 млн тонн пришлось на казахстанскую нефть. В прошлом году Казахстан поставил транзитом через Россию на экспорт уже более 40 млн тонн нефти, из них около 33 млн тонн было отгружено в черноморских портах. При этом 20,4 млн тонн было прокачано по КТК к терминалу в Южной Озереевке, 7,6 млн тонн ушло в украинский порт Одесса, а через российский терминал в Новороссийске было отгружено всего 3,75 млн тонн.

Хотя Россия по-прежнему заинтересована в казахстанском транзите, самые эффективные направления экспортных поставок — через Новороссийск и Туапсе — «Транснефть» отдает отечественным компаниям. А вот на одесском направлении казахстанская нефть сегодня составляет 84,4% объема перевалки. Более того, российские компании, чтобы увеличить объем экспорта, разработали схему сдачи нефти в недозагруженный трубопровод КТК в рамках квоты России. В 2004 году российский экспорт через терминал в Южной Озереевке превысил 2 млн тонн нефти, в нынешнем году объем поставок планируется увеличить.

Интересная ситуация складывается и с транзитом через Россию азербайджанской нефти. В середине 90-х Россия боролась за то, чтобы основной поток экспортной нефти AIOC, консорциума, разрабатывающего месторождения Азери и Чираг, пошел по маршруту Баку–Новороссийск. В 1999 году этот маршрут заработал, однако не стал основным: AIOC параллельно создал систему транспортировки нефти из Баку до порта Супса в Грузии, а затем начал строить Баку–Джейхан — трубу для «большой» каспийской нефти. В 2004 году через Новороссийск прошло транзитом 2,8 млн тонн азербайджанской нефти, еще 6,3 млн тонн AIOC экспортировал через Супсу. В 2005 году консорциум AIOC планирует начать поставки нефти на Джейхан, но при этом не собирается снижать загрузку трубопровода Баку–Супса, а ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана) недавно передумала сокращать поставки своей нефти через Новороссийск.

Россию, кстати, такой поворот событий устраивает, поскольку при полной загрузке нефтепроводов, идущих к Новороссийску из района Поволжья, нефтепровод Баку–Новороссийск остается недозагруженным, в то время как терминал в Новороссийске может принимать дополнительные объемы с этого направления.

Резервы роста

Не имея возможности полностью отказаться от транзита казахстанской нефти через Новороссийск (Россия связана обязательствами по межгосударственному договору с Казахстаном), «Транснефть» старается его минимизировать, одновременно увеличивая пропускную способность терминала.

Но в рамках существующей инфраструктуры резервы практически исчерпаны. Дальнейшее увеличение перевалки можно обеспечить за счет строительства второго глубоководного причала 1А пропускной способностью до 30 млн твг, которое готов взять на себя Новороссийский морской торговый порт (НМТП), а также строительства второго тоннеля для трубопроводов через горный хребет от нефтебазы «Грушовая» до нефтебазы «Шесхарис». Однако, чтобы поставить в Новороссийск дополнительно хотя бы 15 млн твг, необходимо кардинальное расширение всей системы нефтепроводов из Западной Сибири, на что «Транснефть» пока не идет.

Выручает железная дорога. Модернизация железнодорожных сливных эстакад на станции Грушовая, проведенная в 2003 году параллельно с увеличением резервуарного парка одноименной нефтебазы с 500 тыс. до 800 тыс. м3, позволила резко увеличить железнодорожные поставки. В 2004 году «Черномортранснефть» приняла по железной дороге и перевалила на воду 7,85 млн тонн нефтегрузов, в том числе 5,8 млн тонн нефти. Таким образом, суммарный объем перевалки нефтеналивных грузов через нефтебазу «Шесхарис» в прошлом году составил почти 57 млн тонн, включая 54,8 млн тонн нефти.

Говоря о перевалке нефтегрузов через Новороссийск, нельзя не упомянуть еще об одной компании, работающей в Западном грузовом районе НМТП и носящей нетипичное для «нефтянки» название «Комбинат Импортпищепром». Много лет это предприятие занималось перевалкой жидких пищевых грузов, в частности виноматериалов, но в 90-е годы его грузооборот сократился до минимума. В 2002 году НМТП нашел инвестора — швейцарскую компанию Progetra, которая взялась за организацию на базе «Комбината Импортпищепром» терминала по перевалке на экспорт дизельного топлива. После проведения модернизации наливной эстакады и причалов в 2003 году Progetra запустила транспортную схему, включающую доставку продукции Омского НПЗ «Сибнефти» по системе «Транснефтепродукта» до пункта налива «Никольское», транспортировку по железной дороге в цистернах, принадлежащих Progetra, в порт Новороссийск и перевалку с колес в танкеры. В 2004 году через терминал «Импортпищепром» было перевалено 3,4 млн тонн дизельного топлива.

Таким образом, общий объем перевалки нефтегрузов через терминалы Новороссийска в прошлом году превысил 60 млн тонн — тот рубеж, на который Приморск собирается выйти только через год.

Если же учесть, что организационно терминал КТК в Южной Озереевке находится в зоне ответственности Морской администрации порта Новороссийск, то суммарный показатель Новороссийского транспортного узла по нефтеналиву превысил 82,5 млн тонн. А ведь в 2005 году КТК планирует перевалить 32,5 млн тонн нефти — на 10 млн тонн больше, чем в 2004, и в дальнейшем увеличивать грузопоток до 67 млн твг.

Не отстает от Новороссийска в планах развития и Туапсинский порт, через терминалы которого в прошлом году прошло 14,5 млн тонн нефтегрузов, включая 4,8 млн тонн нефти, поставленных «Транснефтью». Из 9,7 млн тонн нефтепродуктов, отгруженных на экспорт ОАО «Роснефть-Туапсенефтепродукт», 3,4 млн тонн составляет продукция Туапсинского НПЗ, а еще 6,3 млн поступило в порт по железной дороге. Осенью 2004 года «Туапсенефтепродукт» завершил очередной этап модернизации, расширив резервуарный парк до 337 тыс. м3 и построив новую двухстороннюю сливную эстакаду на 48 цистерн, рассчитанную на перевалку до 5 млн тонн нефти или до 2 млн тонн мазута в год. Параллельно идут дноуглубительные работы, которые позволят увеличить дедвейт принимаемых танкеров с 45 тыс. до 100 тыс. тонн. За счет указанных мероприятий «Туапсенефтепродукт» рассчитывает нарастить объем перевалки до 12 млн твг, что увеличит общую мощность Туапсинского порта по нефтеналиву до 17 млн твг.

Наконец, говоря о российском секторе Черного моря, надо вспомнить проекты по перевалке нефтегрузов на Таманском полуострове. Небольшой терминал компании «СТЛ-трейдинг» в порту Кавказ в 2004 году обеспечил перевалку 2,1 млн тонн нефти и около 400 тыс. тонн дизтоплива. В 2006 году ожидается пуск первой очереди терминала компании «Таманьнефтегаз» у мыса Железный Рог, рассчитанного на перевалку 3 млн тонн мазута и 1 млн тонн сжиженных газов (см. «Трудная судьба Тамани» в «НиК» №4, 2005 г.). А в перспективе терминалы нефтеналивного порта Тамань будут перегружать на экспорт свыше 30 млн тонн нефтегрузов.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что к 2007 году Ленинградская область не сможет догнать Краснодарский край по объему перевалки нефтегрузов, так же как Приморск не сможет догнать по этому показателю Новороссийск. Экспортеры все же предпочитают теплые порты.