Одним курортом меньше
2 августа 2005, 16:13
Рынки
Планы постройки НПЗ в Феодосии – очередная попытка давления на российских акционеров украинских заводов 30 июля премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила о планах строительства НПЗ в Феодосии, Одессе и в других городах. По словам премьера, по Феодосии уже проведены переговоры с потенциальными инвесторами.

Планы постройки НПЗ в Феодосии – очередная попытка давления на российских акционеров украинских заводов

30 июля премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила о планах строительства НПЗ в Феодосии, Одессе и в других городах. По словам премьера, по Феодосии уже проведены переговоры с потенциальными инвесторами.

Идея строительства НПЗ в Феодосии не нова. Еще в 2000 году технико-экономическое обоснование строительства здесь НПЗ подготовило украинско-канадское СП «Крым-Техас-Нафта», которое в то время вело добычу нефти на 23 скважинах на Акташском, Приозерненском и Мошкаревском месторождениях в Крыму и планировало расширить район работ. Компания собиралась строить небольшой модульный НПЗ, способный гибко реагировать на изменения спроса и обеспечить потребности Крыма в наиболее популярных в этой курортной зоне марках бензина. Однако, в 2001 году у канадского учредителя СП – компании Epic Energy - закончилась лицензия на добычу, и ее отказались продлить. Соответственно завис и проект НПЗ.

В 2001 году Феодосия стала вотчиной «ЮКОСа». Российская компания начала переваливать через портовый терминал на экспорт нефть, доставленную по железной дороге. Объемы перевалки стремительно росли (2001 год - более 3 млн тонн, 2002 – 6 млн, 2003 – 10 млн тонн), а с середины 2004 года по понятной причине этот нефтяной поток иссяк, и терминал фактически простаивает.

Но свято место пусто не бывает. В марте 2005 года в Крыму опять активизировались канадцы. Посол на Украине Эндрю Робинсон, активно поддержавший «оранжевую революцию», напомнил об изъятой у Epic Energy лицензии, от восстановления которой будут зависеть канадские инвестиции в экономику Крыма. А в июне премьер правительства Крыма Анатолий Матвеенко во время визита в Польшу предлагал местным бизнесменам поучаствовать в перевалке нефти через Феодосию и строительстве здесь НПЗ. Возможно, говоря, о проведенных переговорах, Юлия Тимошенко имела в виду поляков или канадцев.

Теоретически, построить в Феодосии НПЗ мощностью переработки «от 1 млн твг и более», как сказала Тимошенко, можно. Сырьем для завода может стать нефть, добываемая в Крыму и на прилегающем шельфе, каспийская нефть, доставленная морем из Батуми или Супсы, или, наконец, нефть, приобретенная у небольших российских компаний. В этом случае НПЗ действительно обеспечит поставки на украинский топливный рынок, независимые от российских ВИНК. Но дальше возникает много «но».

Если исходить из реальных возможностей закупки сырья из независимых от России источников, то мощность завода будет невелика. Следовательно, объем поставок топлива с НПЗ в Феодосии на украинский рынок будет мизерным по сравнению с объемом поставок российского топлива и продукции мощных украинских НПЗ, находящихся под контролем российских ВИНК, поэтому новый НПЗ вряд ли сможет повлиять на ценовую ситуацию. Возможно, акционером НПЗ будет «Нафтогаз Украины», который попытается обеспечивать государственных потребителей нефтепродуктами по фиксированным ценам. Но с этим едва ли согласится другой акционер – который, собственно, и будет финансировать проект.

Чтобы окупить затраты на строительство современного завода с глубиной переработки до 90% (а они по некоторым оценкам составят до $2 млрд), инвестору нужно иметь стабильные поставки сырья и гарантированный сбыт продукции по максимальным ценам, что противоречит задачам, которые ставит правительство Украины по «стабилизации топливного рынка». В случае же экспортной ориентации нового завода могут возникнуть проблемы с предоставлением ему исключительных прав экспорта, за которые с правительством Украины сегодня сражаются с российские владельцы действующих заводов.

В общем, дивиденды от строительства НПЗ в Феодосии не очевидны, в отличие от ущерба, который завод может нанести экологии и, как следствие, туристической отрасли Крыма, доходы от которой при грамотном подходе могут компенсировать Украине моральный ущерб от необходимости искать компромисс с российскими ВИНК.

OilCapital.ru