Целевая задача регулирования цен на ГСМ – рост в пределах инфляции
30 октября 2018, 09:35
Ведется разработка механизмов, которые побудили бы нефтегазовые компании продавать больше нефти на внутренний рынок

В первой половине 2018 г. эту задачу решать не удавалось, и цены росли быстрее инфляции. Об этом заявил Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ, в ходе парламентских слушаний, посвященных ценам и качеству моторного топлива.

«Среди факторов, повлиявших на ситуацию, – рост налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации большого налогового маневра на фоне значительного роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и ощутимого снижения курса рубля», – сказал Сорокин.

Замминистра обратил внимание, что нет никаких оснований обвинять нефтегазовые компании, поставляющие автомобильное топливо, в алчности.

Ситуация, заставившая их повышать цены, была рыночной и объективной, она потребовала мер немедленного реагирования со стороны правительства.

Было принято оперативное решение о снижении с 1 июня до конца 2018 г. налоговых ставок акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо. Нефтяные компании взяли обязательства стабилизировать цены и обеспечить оптовые поставки топлива на внутренний рынок в достаточном объеме и по приемлемым ценам, в том числе и для независимых участников рынка.

«Сегодня правительство работает над тем, чтобы, не уходя от рыночных методов, добиться удержания цен на ГСМ в приемлемых рамках. С 1 января 2019 г. будет введен компенсационный механизм в виде обратного акциза на нефть. Он должен, с одной стороны, нивелировать повышение акциза на нефтепродукты, а с другой – не допустить резкого роста экспорта нефти из-за продолжения налогового маневра и планируемого снижения экспортных пошлин на нефть», – отметил Сорокин.

Кроме того, ведется разработка механизмов, которые побудили бы нефтегазовые компании продавать больше нефти на бирже для поставок на внутренний рынок.

«Прорабатывается законопроект, предполагающий выдачу лицензии на экспорт нефтепродуктов всем производителям с условием обязательных поставок определенных объемов топлива на внутренний рынок. Государство также будет субсидировать производителей топлива, чтобы помочь им платить возрастающие акцизы. Ожидать, что акцизы подтолкнут цены к ускоренному росту, неправильно»,

– дополнил Алексей Сазанов, директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ.

В свою очередь Дмитрий Махонин, начальник управления по ТЭК ФАС России, отметил важную роль, которую в стабилизации ситуации играет увеличение объема биржевых продаж автомобильного топлива.

«Главная задача, стоящая перед ФАС, – сбалансировать ситуацию с оптовыми и розничными ценами на внутреннем рынке, чтобы рост цен на опт, вызванный плановыми осенними ремонтами НПЗ, не давил на розничный рынок, особенно на независимые заправки», – сказал Махонин.

По его мнению, в результате сокращения предложения ГСМ, сегодня рынок несколько перегрет, но по мере увеличения объема продаж давление должно снизиться. ФАС со своей стороны постарается предотвратить возможные спекуляции, в том числе и в рамках биржевой торговли.

«Необходима разработка такого регулирующего механизма, который позволял бы быстро увеличивать количество топлива для продажи на внутреннем рынке для погашения ускоренного роста цен в случае его возникновения. Возможно, для этого следует использовать возможности Росрезерва»,

– полагает начальник управления по ТЭК ФАС.

Антон Карпов, вице-президент АО «СПбМТСБ», назвал размер квоты, которая была бы оптимальна для обязательной продажи на бирже: 15% для бензина и 7,5% для дизельного топлива.

«Дополнительное повышение норматива обязательных продаж автомобильного топлива на бирже позволит обеспечить выполнение объемов продаж, при этом исключит возможность ВИНК варьировать объем для необоснованного повышения цен», – отметил Карпов.

Павел Карчевский, начальник департамента по работе с органами государственной власти «Газпром нефти», обратил внимание, что сегодня экономика нефтепереработки и розничной торговли ГСМ на внутреннем рынке вызывает тревогу.

«Рентабельность продаж на АЗС практически нулевая, и такая ситуация в долгосрочной перспективе может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты. Что касается мер, предпринимаемых правительством для облегчения работы компаний в связи с завершением налогового маневра, то потенциально они способны нейтрализовать отрицательное действие роста акцизов», – сказал Карчевский.

Представитель «Газпром нефти» также считает целесообразным введение механизмов, которые не позволяли бы продавать нефтепродукты на экспорт в ущерб внутреннему рынку.

Впрочем, экономические методы, то же квотирование, тут были бы эффективнее лицензирования, предлагаемого правительством.

Председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный заявил, что резкий рост цен на ГСМ является одним из социально дестабилизирующих факторов. Он оказывает негативное влияние на экономику, дает толчок к увеличению цен на все виды товаров и услуг, ведет к дополнительным расходам бюджета на финансирование здравоохранения, образования, субсидирование транспортных перевозок.

Кроме того, этот фактор субъективно воспринимается как социальная несправедливость: «Мы – страна, богатая нефтью, а бензин дорожает в любой ситуации – и когда нефть дорожает, и когда нефть дешевеет». При этом специалисты понимают, что цены на ГСМ не зависят напрямую от мировых цен на нефть, их формирует сложившаяся система затрат, в том числе налогообложение отрасли и ряд других факторов.

Вместе с тем Завальный не сторонник простых решений, как то: «давайте введем государственное регулирование цен на топливо и просто запретим им расти».

«Мы хорошо знаем, к чему ведет такой шаг – к дефициту, спекуляциям и росту контрафакта. Идти по такому пути нельзя ни в коем случае, и такие заявления просто популизм.

Необходимо сохранить действующий рыночный порядок формирования цен на топливо и корректировать таможенную и налоговую политику как в отношении собственно ценообразования, так и в отношении нефтеперерабатывающей отрасли в целом»,

– подчеркнул председатель комитета по энергетике.

В свою очередь Алексей Кулешов, заместитель руководителя Росстандарта, сообщил о мерах, предпринимаемых для улучшения ситуации в части качества топлива. Весьма эффективным оказалось введение поправками в КОАПП оборотного штрафа за продажу фальсификата в 1% оборота компании за 2017 г. Штрафы выросли в среднем в 10 раз, что оказалось чувствительно для желающих продавать некачественный бензин. По итогам 8 месяцев 2018 г. нарушения были выявлены только на 9% проверенных бензоколонок, а на крупных сетевых АЗС их вовсе нет.

«Определенной проблемой остается продажа на АЗС судового, печного и прочего топлива, на которое не распространяются технические требования к топливу автомобильному – по закону оно не является фальсификатом. Сегодня Росстандарт подготовил поправки в законодательство, которые напрямую запретят его реализацию на АЗС. Готовится законопроект, который распространит практику применения оборотных штрафов на недолив. До конца года он будет внесен в Государственную Думу», – сказал он.

Между тем представители отраслевых союзов настроены в отношении ситуации на рынке нефтепродуктов гораздо менее оптимистично.

Тревогу вызывает вопрос выживания независимых АЗС, у которых, в отличие от ВИНК, нет добывающих активов и НПЗ, за счет которых можно сбалансировать экономику и торговать топливом фактически без маржи.

Участники слушаний обратили внимание представителей федеральной власти, что решения по завершению налогового маневра должны стать на обозримую перспективу последними государственными решениями, которые радикально меняют условия экономической деятельности в нефтегазовой сфере.

По оценкам представителей отрасли, за последние 10 лет налоговое законодательство здесь поменялось 32 раза. В этой ситуации планировать инвестиции практически невозможно, при том что проекты нефтепереработки по определению означают длинные инвестиционные циклы.

Мария Ромашкина