Posted 30 ноября 2016,, 10:59

Published 30 ноября 2016,, 10:59

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

«Газпром» хочет привлечь ЛУКОЙЛ к коммерческому освоению своих новых нефтегазовых месторождений

30 ноября 2016, 10:59
Газовый гигант конкурирует сегодня с главной нефтяной компанией страны – «Роснефтью» – за углеводородные запасы с высоким газовым фактором. В случае с крупными Лаявожским и Ванейвисским нефтегазоконденсатными месторождениями в Ненецком автономном округе (НАО) победа в очередном раунде конкурентной борьбы поставила «Газпром» в затруднительное положение из-за проблем со сбытом и транспортной инфраструктурой. Партнером«Газпрома»может стать ЛУКОЙЛ, у которого есть и близко расположенный магистральный нефтепровод, и желание осваивать эти объекты.
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Газовый гигант конкурирует сегодня с главной нефтяной компанией страны – «Роснефтью» – за углеводородные запасы с высоким газовым фактором. В случае с крупными Лаявожским и Ванейвисским нефтегазоконденсатными месторождениями в Ненецком автономном округе (НАО) победа в очередном раунде конкурентной борьбы поставила «Газпром» в затруднительное положение. Сбыт их газа требует весьма капиталоемких и рискованных решений, а для коммерческого использования нефтяного потенциала месторождений нужен партнер с транспортной инфраструктурой. Таким союзником может стать ЛУКОЙЛ, у которого есть и близко расположенный магистральный нефтепровод, и желание осваивать эти объекты.

Вице-президент ЛУКОЙЛа Илья Мандрик заявил на недавней конференции Offshore Marintec Russia, что нефтяная компания и «Газпром» ведут переговоры о сотрудничестве в разработке Лаявожского и Ванейвисского нефтегазоконденсатных месторождений в Ненецком автономном округе. Месторождения находятся на расстоянии 30 км друг от друга, их совокупные геологические запасы нефти и конденсата оцениваются в более 85 млн тонн, газа – в 223 млрд куб. м.

Обе компании участвовали в аукционе на право недропользования участками, который Роснедра провели летом 2016 года – месторождения продавались как единый лот вместе с малой по запасам Янгичависской площадью. Третьим участником была «Роснефть», между которой и «Газпромом» и развернулась ожесточенная борьба. Участники сделали 19 шагов в размере 10% от стартовой цены в 8 млрд руб., так что победа стоила «Газпрому» 23,2 млрд руб.

Однако если вопросы с платой за вход в проект «Газпром» решил без колебаний, то с использованием новых запасов ясности у компании, похоже, нет. После победы член правления холдинга Всеволод Черепанов заявил журналистам: «У нас даже нет проекта пока.. Начало добычи будет в 2025 году, не ранее».

С учетом факторов, которые мы разберем далее, этот проект лучше всего осуществлять с участием нефтяной компании. Тем более что «дочерние» и «внучатые» компании самого «Газпрома» в прошлом десятилетии уже имели возможность освоить Лаявожское и Ванейвисское, но потерпели неудачу.

Место имеет значение

Участки расположены в северо-западной части Большеземельской тундры. Месторождения – крупнейшие по запасам газа в НАО – были открыты в 1971 и 1974 годах, и подготовлены к освоению в начале 1980-х годов. В частности, Лаявожское предполагалось ввести в разработку в 1980 году. Для этого было необходимо построить соединительный газопровод протяженностью около 700 км до Вуктыльского месторождения в Коми – на тот момент основного промысла производственного объединения «Севергазпром», снабжавшего газом Северо-запад России. Добыча на нем снижалась, и газовики собирались с помощью Лаявожского заместить выпадающие объемы. Этим планам не суждено было осуществиться – в том числе по причине необходимости строительства протяженного газопровода.

Тем не менее, когда российская экономика стала оправляться от шока постсоветских реформ, а возникший «Газпром» начал приводить в порядок газовое хозяйство, он вернулся к Лаявожскому проекту. Начиная с 1995 года, «Севергазпром» в течение пяти лет с некоторыми перерывами вел работы по обустройству месторождения: проложил дороги, построил несколько десятков километров внутрипромысловых газопроводов. Однако ни эксплуатационное бурение, ни, соответственно, разработка так и не начались. Освоение уперлось в транспортную проблему. Хотя газотранспортная система Севера развивалась для того, чтобы обеспечить масштабную и коммерчески эффективную разработку Лаявожского, по-прежнему требовалось строительство магистральных трубопроводов. Газового – протяженностью свыше 400 км до магистрального газопровода «Усинск-Печора-Ухта» и 190-километрового нефтяного – до системы «Транснефти».

Резкий, пусть и непродолжительный спад цен на углеводороды в 1998 году фактически заморозил проект. Вскоре в «Газпроме» произошла смена руководства, и компания сконцентрировалась на экспортоориентированных мегапроектах типа освоения Бованенковского месторождения на Ямале. Что касается Лаявожского, то сначала «Севергазпром» попросил перенести старт разработки месторождения на 2006 год, затем передал его специально созданному ЗАО «Печорнефтегазпром» с крайне малыми производственными и инвестиционными возможностями.

Это стало причиной того, что «Печорнефтегазпром» не справлялся со своими лицензионными обязательствами. В октябре 2006 года Росприроднадзор проверил компанию и выявил, что на Лаявожском и соседним с ним Василковском газоконденсатном месторождениях недропользователь не провел оценку нефтегазоносности комплекса и не разведал объекты для подземного захоронения промышленных стоков. Роснедра обязали «Печорнефтегазопром» устранить нарушения в течение года, но во время повторной проверки в 2007 году обнаружили, что положение не изменилось. Лицензия на Лаявожское была отозвана, а на Василковское – оставлена, но лишь потому, что оно обеспечивает газом столицу НАО Нарьян-Мар и прилегающие поселки.

Для полноты картины добавим, что на отношение корпорации к Лаявожскому повлияли и политические факторы. Среди акционеров «Печорнефтегазпрома» был украинский миллиардер Дмитрий Фирташ, от партнерства с которым «Газпром» хотел избавиться, и в этой политической игре Лаявожское и другие месторождения были всего лишь «разменными пешками».

Так завершилась первая попытка «Газпрома» освоить ненецкую газовую «жемчужину». И сбросив ее со счетов в 2007 году, корпорация не возвращалась к Лаявожскому почти целое десятилетие. А вернулась уже ценой десятков миллиардов рублей.

Слишком много газа

Нынешняя победа обязывает газовый гигант, во-первых, к продолжению выплат в бюджет. Общая площадь лицензионной территории превышает 760 квадратных километров, и в первый год ставка платежа за недра составит 12125 рублей за квадратный километр, во второй – 13175, в третий – 14375, начиная с четвертого года – 20000 рублей за квадратный километр. Во-вторых, в течение двух лет «Газпром» должен подготовить и утвердить проект разведочных работ, в течение пяти – выполнить их, в течение шести – провести пересчет запасов углеводородов, в течение семи – обосновать и согласовать ТЭО первой стадии разработки месторождений. Этапы наслаиваются друг на друга, поэтому в конечном итоге обустройство и ввод объектов разработку должно быть выполнено недропользователем в течение 11 лет со дня государственной регистрации лицензии.

Всеволод Черепанов обещает, что уровень стабильной добычи будет составлять 10 млн куб. м газа в год. Другие представители «Газпрома» сообщают, что лицензии на Лаявожское и Ванейвисское месторождения нужны компании «для дальнейшего развития минерально-сырьевой базы и наращивания добычи углеводородов в северо-западном регионе». Но в районе купленных участков дополнительный спрос на углеводороды отсутствует. На единственном разрабатываемом здесь Василковском месторождении объем добычи газа и конденсата поддерживается на уровне меньшем, чем предусматривал когда-то проект эксплуатации. Это порядка 120-140 млн куб. м газа и 4-6 тыс. тонн конденсата в год. При этом газовики указывают, что запасов месторождения хватит для обеспечения местных потребителей в течение 400 лет!

Поставки на альтернативные рынки гипотетически возможны по двум вариантам. Наиболее привычный путь для «Газпрома» – это строительство соединительного трубопровода протяженностью более 400 км до Единой системы газоснабжения (ЕСГ). По ЕСГ лаявожский газ можно попробовать продавать в Коми, где добыча в 2016 году составит 2,2 млрд куб. м, а потребление – 2,75 млрд куб. м. По расчетам «Газпрома», в 2020 производство там сократится менее чем до 2 млрд куб. м, а спрос возрастет до 3 млрд куб. м, так что дефицит газа вырастет до 1 млрд куб. м в год. Однако ясно, что ниша в размере 1 млрд куб. м в год не слишком соответствует ожидаемому производству 10 млрд куб. м дополнительного ненецкого газа. Тем более что в последние годы корпорация остановила газификацию соседней с Коми Архангельской области на отметке 10%, а конце 2015 года отменила конкурс на строительство ответвления для газификации Вологодской области. Эта ветка должна была отходить от строящегося газопровода «Ухта-Торжок-2», предназначенного в первую очередь для доставки метана гигантского Бованенковского месторождения к системе «Северный поток-2».

Думается, «Газпром» вряд ли захочет снижать объем стратегических поставок ради второстепенного в этом контексте лаявожского газа. Таким образом, конкуренция с Бованенковским месторождением, и отсутствие перспектив сколь-либо значительного развития газового рынка в регионе в обозримом будущем, делают крайне маловероятным использование дополнительного ненецкого газа в Северо-Западном экономическом районе и в поставках в Европу по трубопроводам.

Еще один вариант использования лаявожского и ванейвисского газа – как части смеси из ЕСГ, которую «Газпром» обещает поставлять на проектируемый «Балтийский СПГ». Проблема в том, что проект строительства завода по сжижению природного газа (СПГ) на Балтике уже довольно долго остается чисто виртуальным. Отметим здесь, что использование лаявожского газа, обладающего высокими теплотворными свойствами, для смешения с магистральным газом с более низкими показателями – это вариант утилизации с пониженной коммерческой выгодой.

Реальной альтернативой высокорискованным вариантам трубопроводного сбыта лаявожского и ванейвисского газа является производство из них СПГ без смешения с сырьем менее ценного состава. Тем более что этот газ содержит всего 80% метана – его все равно необходимо осушать перед подачей в ЕСГ.

«Голубое топливо» + «черное золото»

Идея производства СПГ из лаявожского сырья не нова. У «Росснефти», которая настойчиво конкурировала с «Газпромом» на аукционе, есть проект «Печора СПГ» в котором у компании 50,1% (остальное – у группы Alltech). Проект предусматривает строительство в НАО завода СПГ мощностью 4 млн или 8 млн тонн в год, в зависимости от объема ресурсной базы. Сейчас этой базой являются Кумжинское и Коровинское месторождения, чьи суммарные оценочные и разведанные ресурсы составляют 104,5 млрд куб. м «жирного» газа и 3,9 млн тонн конденсата, и некоторые специалисты считают, что с такими запасами ежегодный уровень производства СПГ не превысит 2,4 млн тонн. Понятно, что, получи «Роснефть» лицензию на Лаявожское и Ванейвисское, расширенная ресурсная база проекта «Печора СПГ» ориентировала бы его мощность на более значительные показатели. В 2014 нефтяная компания пыталась получить эти месторождения без конкурса, против чего выступил «Газпром». На аукционе 2016 года «Роснефть» не стала торговаться до победного, уступив месторождения «Газпрому».

Понятно, что такими мерами «Газпром» пытается остановить наступление на свои отраслевые, и, как следствие, политические позиции новых участников газового рынка. Как известно, НОВАТЭК и «Роснефть» добились права самостоятельного экспорта СПГ, усиливая конкуренцию с проектами «Газпрома» по наращиванию поставок на внешние рынки. Эта борьба находится под пристальным вниманием средств массовой информации, поэтому общеизвестна. Однако проект освоения Лаявожского и Ванейвисского впервые столь определенно ставит вопрос: какая компания может эффективнее всего организовать разработку запасов с большой долей газа – традиционный «Газпром» или его «независимые» конкуренты?

В таком контексте готовящийся альянс «Газпрома» с ЛУКОЙЛом – явный знак того, что газовый гигант отдает приоритет использованию нефтяного потенциала купленных участков. Данный подход делает освоение Лаявожского и Ванейвисского месторождений более понятным и прогнозируемым. Скорее всего, первым будет введено в эксплуатацию Лаявожское – у него наибольшие запасы нефти и конденсата. Лаявожское – многопластовое месторождение, и существующие технологии позволяют эксплуатировать нефтегазоконденсатные залежи автономно от газовых – минимизируя их влияние на проект. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить: добыча на новых ненецких объектах «Газпрома» стартует и станет развиваться в пределах одной – нефтегазоконденсатной – залежи.

Да, система «Транснефти» довольно далека от лицензионной территории. Но в непосредственной близости от нее, в 25 км, проходит лукойловская система трубопроводов, которая обеспечивает доставку тимано-печорской нефти до морского терминала Варандей. Маршрут, построенный компанией Вагита Алекперова, – кратчайший путь для ненецкой нефти на внешний рынок. При этом трубопровод хронически страдает от недогрузки из-за снижения производительности подключенных к нему месторождений. Присоединение к этому трубопроводу Лаявожского промысла очень выгодно ЛУКОЙЛу и в коммерческом смысле – для улучшения экономики трубопровода, и в политическом – из-за сложных отношений с «Роснефтью» в СП «Башнефть-Полюс».

Но вопрос освоения газовых запасов Лаявожского и Ванейвисского очевидного решения не имеет. В этой связи нельзя исключать, что второй заход «Газпрома» на эти месторождения окажется таким же неудачным, как и первый.

Больше залежей – легче освоение

Лаявожская перспективная структура была выявлена в 1962-1963 годах, а в 1971 году по результатам бурения получила статус нефтегазоконденсатного месторождения. Месторождение расположено в 75 километрах к востоку от Нарьян-Мара и входит в состав Лайско-Лодминского нефтегазоносного района Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. К промышленному освоению месторождение было подготовлено в 1980 году.

Из шести выявленных залежей наиболее крупные по запасам – газоконденсатная в нижнепермских отложениях, нефтегазоконденсатная в нижнепермских-верхнекарбонных и газовая в нижнем триасе. Основная – газоконденсатная – залежь связана c карбонатными коллекторами сакмарского яруса нижней перми. Залежь литологически экранирована. В лаявожском газе относительно невысоко содержание метана – 80%, содержание конденсата составляет 71 граммов на кубометр.

Ванейвисское месторождение расположено в 50 километрах северо-восточнее Нарьян-Мара и в 20 километрах к северу от Василковского газоконденсатного месторождения, которое снабжает топливом ненецкую столицу. К промышленному освоению Ванейвисское было подготовлено еще в 1979 году. Для этого на нем пробурили 18 скважин, но все они уже ликвидированы, так как газовики признали эксплуатацию месторождения нецелесообразной из-за большой удаленности от системы магистральных газопроводов.

Структура запасов ненецких месторождений «Газпрома»

Нефть, млн тонн Газ, млрд куб. м Конденсат, млн тонн Суммарные запасы и ресурсы 71,2 225,3 14,3 Извлекаемые запасы и ресурсы Лаявожское 9,8 140,1 10,91 Ванейвисское 6,5 85,2 Янгичависская 0,5 Нет данных Нет данных

[1] Совокупно по двум месторождениям.

"