Posted 29 сентября 2021,, 08:17

Published 29 сентября 2021,, 08:17

Modified 16 сентября 2022,, 20:58

Updated 16 сентября 2022,, 20:58

Сахалинские активы «Газпром нефти» будут первыми в России проектами с подводной добычей

29 сентября 2021, 08:17
Также масштабными могут стать и открытия в Чукотском море

Шансы стать первыми в России проектами с подводной добычей нефти имеют сахалинские активы «Газпром нефти» — месторождения Нептун и Тритон на Аяшском участке. Там в настоящее время, по словам гендиректора «Газпром нефти шельф» Игоря Рустамова, при помощи подводных добычных комплексов добывается газ и конденсат (Киринское ГКМ), а не нефть.

При координации «Газпрома», отметил Рустамов в беседе с «Интерфаксом» в кулуарах международной конференции «Нефть и газ Сахалина», рассматривает множество различных опций реализации данного проекта. «С учетом текущих неопределенностей по геологии и по обустройству — матрица возможных вариантов освоения насчитывает порядка 100 различных вариантов: от полностью независимых решений до так называемых тайбэков (tie-back) — вариантов подключения к действующей инфраструктуре. Сужение данных опций будет происходить по мере доизучения геологии (продолжения ГРР) и последующих предпроектных работ, но это уже следующий этап, сейчас нам важно оценить все возможные опции и выделить приоритетные», — пояснил Рустамов.

«На сегодня мы видим два наиболее приоритетных варианта — это строительство устьевой платформы с подготовкой углеводородов на берегу или использование технологий подводной добычи. Первое — это проверенный и уже реализованный в регионе подход, второе связано с нашим технологическим развитием, но может стать более привлекательным с точки зрения экономики», — подчеркнул гендиректор.

Ранее заместитель председателя правления «Газпром нефти» Вадим Яковлев говорил «Интерфаксу», что компания считает оптимальным при освоении шельфовых проектов Нептун и Тритон на Аяшском участке в Охотском море использовать инфраструктуру «Сахалина-2». «Считаем, что оптимальным, особенно с позиции нашей материнской компании, может стать использование существующей инфраструктуры „Сахалина-2“. Такая конфигурация создает основу для принятия решения о развитии актива. Однако проекты подобного масштаба правильно реализовывать с партнерами. Поэтому будет двухэтапное движение: сначала нужно договориться по инфраструктуре, и такой разговор уже начат, а затем перейти к формированию партнерской конструкции», — отметил он.

Интерес к партнерству при освоении шельфовых проектов «Газпром нефти» на Сахалине, уточнил Рустамов, недавно проявили несколько новых претендентов, активами в Охотском море интересуются как российские, так и зарубежные игроки.

По мнению Рустамова, потенциал открытий месторождений на шельфе Сахалина есть, но масштабными могут стать и открытия в Чукотском море. По его словам, планомерное изучение нефтегазового потенциала региона и успешное проведение геологоразведки на Аяшском лицензионном участке позволяют компании с оптимизмом смотреть на перспективы развития минерально-сырьевой базы на шельфе Охотского моря.

Говоря о возможном продлении срока эксплуатации морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», Рустамов отметил в беседе с «Интерфаксом», что это «задача не тривиальная, но реализуемая». Приразломная — единственный проект по добыче нефти в российской Арктике. Изначально платформа проектировалась с работой до 2038 года, но сейчас «Газпром нефть» изучает возможность продления срока ее работы на более длительный период.

«Работа на проекте „Приразломное“ после 2038 года зависит от многих факторов. В первую очередь — от складывающейся конъюнктуры на мировом рынке углеводородов и предпосылок налогового режима в долгосрочной перспективе. С технической точки зрения, продление срока эксплуатации МЛСП „Приразломная“ — хоть и не тривиальная для российской нефтегазовой отрасли задача, но вполне посильная и реализуемая. Уже сейчас наша команда прорабатывает необходимые долгосрочные мероприятия для ее решения. В первую очередь это касается антикоррозийной защиты корпуса платформы и поддержания технической целостности и надежности работы оборудования. Пока нерешаемых вопросов мы не видим», — подчеркнул гендиректор.

Комментируя тему использования инфраструктуры Приразломного для создания арктического хаба и получения так называемого синергетического эффекта, Рустамов, отметил, что для компании это и есть базовый подход к разработке и обустройству близлежащих месторождений в данном регионе. «По факту можно сказать, что такой хаб уже создан нами для нужд Приразломного месторождения. Сюда входит инфраструктура вахтового поселка Варандей, включая вертодром „Арктический“, налаженная транспортно-логистическая схема, и, конечно, ключевой элемент — сама наша платформа, которая имеет техническую возможность для подключения сторонних объектов и может выступать, как минимум, в качестве звена по хранению и отгрузке товарной нефти», — резюмировал топ-менеджер.

Говоря о перспективах подключения к Приразломному месторождению соседних участков «Газпром нефти», Рустамов отметил, что Долгинское месторождение и Северо-Западный участок недр уже рассматриваются «Газпром нефтью» в контуре Печорского кластера нефтегазодобычи.

"