Азербайджано-турецкие соглашения по газу ставят крест на "Nabucco" – эксперт

Азербайджано-турецкие соглашения по газу ставят крест на "Nabucco" – эксперт
Новость

31 октября 2011, 13:35
Эксклюзивное интервью АМИ "Новости-Азербайджан" с экспертом по экономическим вопросам Натиком Джафарли: - Как известно, Азербайджан и Турция подписали 25 октября ряд экспортных соглашений, позволяющих Турции закупать газ из Азербайджана и транспортировать его транзитом через соседнюю страну в Европу.

Эксклюзивное интервью Новости-Азербайджан с экспертом по экономическим вопросам Натиком Джафарли:

- Как известно, Азербайджан и Турция подписали 25 октября ряд экспортных соглашений, позволяющих Турции закупать газ из Азербайджана и транспортировать его транзитом через соседнюю страну в Европу. Как Вы оцениваете эти соглашения?

- Данные переговоры между Азербайджаном и Турцией шли почти 4 года, за это время между сторонами прошли 33 встречи, на которых обсуждались самые различные вопросы.

Большие разногласия между сторонами были не только в вопросе транзитной цены за азербайджанский газ, но и на каких условиях азербайджанский газ будет продаваться в Европу. Естественно, Турция хотела иметь привилегии с тем, чтобы эксклюзивно продавать азербайджанский газ Европе. Азербайджан, соответственно, желал непосредственно участвовать в конечной сделке по продаже своего газа европейским странам.

Помимо экономических вопросов, в этих переговорах имелся и политический контекст. Ведя переговоры с Турцией и с Западом в целом, Баку хотел как можно меньше раздражать Россию. Поэтому с российской стороной параллельно шли переговоры по продаже газа. В итоге, со следующего года Азербайджан будет поставлять в Россию уже в 4 раза больше газа, чем это было обговорено первоначально – 2 млрд куб. м газа в год.

- В чью пользу, по-Вашему, был решен этот спор?

- Безусловно, подписанные соглашения в Измире являются большим успехом. Но пока сложно говорить, в чью пользу был решен спор, так как подробности не раскрываются. Стоит только догадываться, что обеим сторонам пришлось пойти на уступки друг другу.

Дело в том, что стороны просто были обречены на уступки друг другу. У Азербайджана нет другого выхода на европейские рынки, кроме как через Турцию. Отказ азербайджанской стороны идти на уступки привел бы к тому, что турки в одностороннем порядке решали бы вопрос повышения транзитных цен на азербайджанский газ, что привело бы к газовой войне между нашими странами, на подобие той, что имела место между Россией и Украиной.

В итоге, я полагаю, что Турция будет участвовать в конечной продаже азербайджанского газа в Европе, но у нее не будет эксклюзивного права на продажу азербайджанского газа. С другой стороны, транзитные цены будут приемлемыми для Баку.

- Как Вы прокомментируете заявление президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева о строительстве нового газопровода для экспорта азербайджанского газа через Турцию в Европу, в свете того, что в будущем добыча газа в Азербайджане возрастет до 50 млрд куб. м в год?

- Для меня этот вопрос также остается до конца не ясным. Дело в том, что у Азербайджана итак имеется газопровод – БТЭ (Баку-Тбилиси-Эрзрум), пропускная способность которого составляет 16 миллиардов кубометров в год.

Несмотря на то, что Абдуллаев говорит об увеличении ежегодной добычи газа в Азербайджане в будущем до 50 млрд куб. м в год, это еще не значит, что весь данный газ будет идти на продажу.

Дело в том, что растет внутренне потребление газа в Азербайджане. К примеру, в последние годы в стране было построено несколько модульных электростанций, работающих на газе. Только в прошлом году на внутренние нужды страны было потрачено 12 млрд куб. м газа. Помимо этого ежегодно осуществляются поставки газа в Россию, Иран, Грузию (где ГНКАР владеет значительной частью газораспределительной сети).

Самое интересное, что согласно публикациям в турецких СМИ относительно подписанных соглашений, 8 млрд куб. м газа будет закупать Турция, около 10 млрд Азербайджан будет продавать через Турцию в Европу. Таким образом, речь идет об экспорте в сторону Турции порядка 18-20 млрд куб. м газа в год. У Азербайджана имеется газопровод БТЭ пропускной способностью 16 млрд куб. м в год. Но если на нем построить всего 4-5 насосные станции, то его пропускная способность увеличится до 25 млрд куб. м в год. Следовательно, надобности в строительстве нового газопровода нет. Я просто не вижу в этом смысла.

Остается не ясным, Абдуллаев имел в виду новый газопровод, который будет построен в самой Турции – от Эрзрума в сторону Европы к болгарской или греческой границе, или же речь идет о новом газопроводе, который будет строиться прямо из Азербайджана в Турцию. Даже в турецких СМИ нет ясности по этому поводу. Но скорее всего, речь идет именно о чисто турецком газопроводе. Если это так, то по всей вероятности "Nabucco" будет похоронен. Потому что у Азербайджана не будет возможностей и наполнить "Nabucco", и продавать газ по новому газопроводу через Турцию.

- Насколько тогда увеличиваются шансы Транскаспийского газопровода для реанимации "Nabucco" с помощью туркменского газа?

- Действительно, европейцы не сидят на месте и ищут выход из ситуации. За последние два месяца три высокопоставленные делегации ЕС побывали в Туркменистане. Если официальный Ашгабад присоединится к Транскаспийскому газопроводу, то "Nabucco" возродится.

Но теперь уже Азербайджан не будет в состоянии поставлять для "Nabucco" ранее запланированные 10-12 млрд куб. м газа в год. А только 4-5 млрд.

Что интересно, недавно туркменская сторона очень резко отреагировала на заявление президента РФ Медведева относительно возможности строительства ТКГ только с учетом согласия всех пяти прикаспийских государств. Думаю, что данное заявление стало следствием усилившегося давления на официальный Ашгабад со стороны Запада. Ведь на Западе имеется предостаточно инструментов давления на такие страны, как Туркменистан и Азербайджан. Думаю, что в ход пошел вопрос с соблюдением прав человека в Туркменистане, а также возможность замораживания счетов президента и его окружения в западных банках.

Тем более что еще не решен вопрос с теми 3 миллиардами долларов, остававшимися на счету покойного президента Туркменистана, которые официально считались золотовалютным резервом Туркменистана. Но данный счет пока заморожен, и Запад все еще тянет с решением в данном вопросе.

При этом Азербайджан практически не отреагировал. Хотя нам этот газопровод очень выгоден, так как Туркменистан будет платить азербайджанской стороне хорошие деньги за транзит своего газа по территории Азербайджана.

- В своем интервью президент ГНКАР упоминает несколько проектов по транспортировке азербайджанского газа в Европу: İTGİ, подразумевающего поставки газа через Грецию в Италию и балканские страны; TAP (Трансадриатический газопровод), предполагает транспортировку газа в том же направлении; "Nabucco", подразумевающий транспортировку азербайджанского газа через Балканы в страны Центральной Европы, а также проект, предлагаемый компанией bp, согласно которому газ по территории Турции будет поставляться в балканские страны. Официальный Баку, по его словам, пока еще раздумывает, на каком проекте стоит остановиться. А на ваш взгляд, какой из проектов наиболее отвечает интересам Азербайджана?

- В принципе, с экономической точки зрения, Азербайджану выгоден нынешний вариант поставок газа европейским потребителям. Так как Азербайджан получает возможность самостоятельно продавать газ Европе. Это соглашение обеспечивает Азербайджан на ближайшие 15-20 лет.

Несмотря на надежды руководства ГНКАР насчет увеличения добычи газа в будущем до 50 млрд куб. м, этого не так просто добиться. Первоначально необходимо будет инвестировать в разработку второй стадии месторождения "Шах-Дениз" порядка $20 млрд. Этот вопрос до конца также не проработан. В частности, bp предлагает разделить расходы пополам и помочь с технической стороной дела, как это было при реализации "Контракта века". Официальный Баку раздумывает над этим, но скорее всего он согласится с предложением bp, так как разработка второй стадии "Шах-Дениз" - очень сложный для реализации проект, ведь это глубоководное месторождение. А соответствующих технологий нет не только у Азербайджана, но даже и у России. Об этом сообщает Новости-Азербайджан.

Что же касается еще одного варианта по поставкам газа в Европу – Болгарию или Румынию, я имею в виду поставки сжиженного газа по морю специальными танкерами, то данный проект я считаю мертворожденным. Дело в том, что этот проект требует огромных капиталовложений – порядка 8 миллиардов евро, что практически составляет цену проекта "Nabucco". Ведь надо будет в Грузии строить завод по сжижению газа, а затем в Болгарии или Румынии завод по его разжижению, а также закупить дорогие танкеры по перевозке сжиженного газа.

На мой взгляд, этот проект не будет реализован, а официальный Баку использовал фактор наличия этого проекта для повышения своего веса на переговорах.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter