Нефтяные компании отказываются от железнодорожных перевозок, где возможно - газета

Нефтяные компании отказываются от железнодорожных перевозок, где возможно - газета

Нефтяные компании отказываются от железнодорожных перевозок, где возможно - газета

29 января 2014, 12:44
Транспорт
Российские нефтяные компании недовольны качеством услуг РЖД и тарифами монополии. Если есть возможность, они предпочитают другие виды транспорта для перевозки сырья и продукции, пишет в среду газета "Известия".

Российские нефтяные компании недовольны качеством услуг РЖД и тарифами монополии. Если есть возможность, они предпочитают другие виды транспорта для перевозки сырья и продукции, пишет в среду газета Известия.

По итогам прошлого года объем перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом снизился на 3,1% и составил 250,3 млн тонн (это пятая часть грузооборота РЖД), передают "Известия", ссылаясь на данные РЖД. Однако при этом, отмечает издание, и добыча нефти, и ее переработка в 2013 г. увеличивались. Причина - нефтяные компании все чаще переориентируют поставки своих нефтеналивных грузов на другие виды транспорта: трубопроводный, автомобильный и речной, которые демонстрирут позтивную динамику.

Заместитель председателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Юрий Станкевич пояснил газете, что при отгрузке сырья и готовой продукции нефтяных компаний случаются сбои в подаче и уборке вагонов на наливных эстакадах, задержки отправления груженых составов и другие сложности - и это не сезонное явление.

Между тем, как пишут "Известия", для РЖД перевозки нефтеналивных грузов являются прибыльности превышают перевозки других грузов. В РСПП считают, что железнодорожники, чтобы сохранить значительную долю на рынке высокодоходных грузов, должны отказаться от лимитов на отгрузку топлива для потребителей внутреннего рынка.

В пресс-службе ОАО "РЖД" "Известиям" сказали, что лимитов на отгрузку в РФ нет, а причины, по которым железные дороги могут не согласовать заявку на перевозку груза, прописаны Минтрансом. Ограничения, как отмечают в транспортной монополии, чаще всего связаны с пропускной способностью путей и станций.

В пресс-службе РЖД подчеркнули, что компании невыгодно искусственно ограничивать погрузку нефти и нефтепродуктов, поскольку тариф на их перевозку коммерчески привлекателен. При этом РЖД не может отдавать приоритет в согласовании перевозок тому или иному грузоотправителю. Также железнодорожникам невыгодно задерживать порожние вагоны или любые виды грузов, поскольку за каждый день просрочки начисляются пени в размере 9% от провозной платы, отметили в РЖД.

Между тем, нефтяники все чаще предпочитают другие виды транспорта. По данным РСПП, приводимым изданием, перевозки топлива водным транспортом и по системе нефтепродуктопроводов обходится компаниям на 15–40% ниже, нежели по железной дороге. Анонимный собеседник "Известий", близкий к одной из крупной нефтекомпаний, заявил, что последняя намеренно меняет логистику поставок нефтеналивных грузов, прежде всего, развивач свой речной флот и перевозку нефтепродуктов судами. Однако этим видом транспорта можно пользоваться только в период навигации, и полностью обойтись без железной дороги невозможно, отметил источник.

Другой неназванный собеседник газеты заявил, что в его компании предпочитают транспортировать свои нефтепродукты по трубопроводам, а не железной дороге: поставки по трубе дешевле и быстрее, чем по РЖД. Собеседник газеты отметил, что это также и вопрос обеспечения качества товара, так как некоторые железнодорожные контейнеры уже ветхие и не соответствует условиям перевозки нефтеналивных грузов (те могут окислиться и изменить свойства).

Впрочем, еще один участник рынка нефтепродуктов в беседе с "Известиями" напомнил, что с РЖД "трудно работать", однако диктовать им условия монополисту практически невозможно. Найти экономически приемлемую альтернативу железной дороге при перевозке бензина на большие расстояния сложно, считает источник газеты.

Отметим, ранее сообщалось, что переориентировать на речной транспорт часть грузов с Самарской группы НПЗ сегодня старается "Роснефть" (см. материал OilCapital.ru "Роснефть" планирует перевезти по Волго-Донскому каналу 15 млн тонн нефтепродуктов за три года).

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter