Posted 28 сентября 2016,, 09:29

Published 28 сентября 2016,, 09:29

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Отказ от прибалтийских портов обсудят у Сергея Иванова

28 сентября 2016, 09:29
Сегодня спецпредставитель президента Сергей Иванов обсудит с нефтяниками переориентацию экспорта нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Белорусские компании также могут обязать перенаправить потоки, сообщает издание «РБК daily» со ссылкой на участников совещания.

Сегодня спецпредставитель президента Сергей Иванов обсудит с нефтяниками переориентацию экспорта нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Белорусские компании также могут обязать перенаправить потоки, сообщает издание «РБК daily» со ссылкой на участников совещания.


Экс-глава президентской администрации Сергей Иванов планирует провести совещание с участием топ-менеджеров нефтегазовых компаний о перспективах перенаправления экспорта нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. «Источник в окружении Иванова подтвердил, что совещание стоит в его графике, но отказался комментировать повестку и список участников», - передает РБК.

Напомним, что президент «Транснефти» Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 сентябрясообщал, что Россия уже к 2018 году сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики (Вентспилс и Рига) в сторону российских портов — Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. По его данным, в 2015 году через Прибалтику российские компании экспортировали 9 млн т нефтепродуктов, а в 2016 году этот объем снизится почти вдвое — до 5 млн т.

По словам одного из собеседников издания, на совещании у Иванова планируется выработать меры для повышения привлекательности перевалки нефтепродуктов через российские порты, чтобы обеспечить более выгодную экономику для нефтяных компаний. В частности, планируется разработать систему понижающих коэффициентов к тарифам РЖД для транспортировки российских и транзитных грузов, которые идут в Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск вместо Прибалтики. «Транснефть» также планирует предложить транспортировать по остаточному принципу грузы по системе «труба плюс железная дорога» в экспортном направлении, в том числе в Прибалтику, отдавая приоритет тем грузам, которые идут через российские порты.

Кроме того, в материалах к совещанию содержится предложение о применении повышающих коэффициентов при транспортировке по РЖД грузов в сторону портов Прибалтики. Трубопроводная монополия предлагает расширить нефтепродуктопровод «Север» с 15 млн до 30 млн т в год, чтобы уже к 2018 году загрузить терминалы в Высоцке и Приморске до их проектных мощностей.

По данным источников РБК, в российских нефтяных компаниях поддерживают инициативу по перенаправлению грузов в российские порты. «Роснефть» не собирается кормить порты стран, поддержавших европейские санкции против России, и готова постепенно переориентировать свои грузы в российские порты к 2018 году». Он (собеседник издания) утверждает, что в этом году компании предлагали приобрести долю в одном из прибалтийских портов «практически за бесценок» под условие направлять туда свои грузы, но «Роснефть» отказалась», - сообщает «РБК daily». В материале отмечается, что перевод всего объема экспорта нефтепродуктов в российские порты Балтики может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 млн т в год. При этом через три терминала в Ленинградской области и Петербурге (Усть-Луга, Высоцк, Петербургский нефтяной терминал) можно отправлять дополнительно до 20 млн т нефтеналивных грузов в год, указывает источник, близкий к другому участнику совещания.

Кроме того, по данным издания, на совещании у Иванова также может быть поднят вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты: «Об этом же говорится в материалах «Транснефти». Монополия предлагает закрепить в межправсоглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты», пишет «РБК daily».

В 2015 году Белоруссия транспортировала через Прибалтику 8,5 млн т нефтепродуктов (за восемь месяцев 2016 года — еще 5,67 млн т). Объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала Klaipedos Nafta в 2015 году выросли на 18,5%, до 6,42 млн т. Klaipedos Nafta даже объявил о планах инвестировать около €10 млн в расширение мощностей терминала в Клайпеде специально под белорусские грузы.
"