Posted 24 июня 2016,, 09:48

Published 24 июня 2016,, 09:48

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Обзор железнодорожного рынка РФ в мае-июне 2016 г.

24 июня 2016, 09:48
Погрузка: рост продолжился В мае 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 102,9 млн т (+3,1% к маю 2015 г.). Выросли к уровню прошлого года перевозки большинства грузов: угля (+3,5%), строительных материалов (+19,6%), железной руды (+10,1%), черных металлов (+1,7%), лесоматериалов (+18,8%) и лома черных металлов (+15,4%).

Погрузка: рост продолжился

В мае 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 102,9 млн т (+3,1% к маю 2015 г.).

Выросли к уровню прошлого года перевозки большинства грузов: угля (+3,5%), строительных материалов (+19,6%), железной руды (+10,1%), черных металлов (+1,7%), лесоматериалов (+18,8%) и лома черных металлов (+15,4%). Перевозки зерна, цветной руды и кокса остались на уровне прошлого года. Снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (-10,8%), цемента (-3,6%). При этом падение перевозок нефтяных грузов обусловлено как их переориентацией на трубопроводный транспорт (добыча нефти за январь-май 2016 г. выросла почти на 3,3%), так и сокращением переработки.

За исключением перевозок нефти и нефтепродуктов суммарная погрузка растет последние 4 месяца в среднем на 5-6,5% год к году.

Грузооборот в мае 2016 г. составил 195,5 млрд т-км (+3,0%), достигнув рекордного значения за последние 15 лет.

Уголь: погрузка вновь установила рекорд

В мае погрузка угля на сети РЖД выросла на 3,5% к уровню прошлого года и составила 26,7 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 136,5 млн т угля, что на 3,9% выше уровня 2015 г.

Добыча угля в мае была выше уровня прошлого года на 5,5%, по данным Минэнерго, и на 6,1%, по данным Росстата.

В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 8,3%, а экспортные — на 2,9%. Грузопоток вырос в Китай (в 2,6 раза к уровню прошлого года), на Украину (в 1,7 раза), в Южную Корею (на 40%) и Индию (поставок в прошлом году почти не было).

Эксперты считают, что рост российских поставок угля в Китай частично обусловлен увеличением мировых цен на уголь. На начало июня 2016 г. рост цен на мировом рынке к декабрю 2015 г. составил 5-10% (в зависимости от региона). В таких условиях поставки из РФ выглядят более привлекательными. Экспорт российского угля в Китай вырос, в том числе, как компенсация выпавших объемов антрацита из КНДР, поставки из которой под запретом с апреля 2016 г.

Согласно майскому прогнозу Минэкономразвития России, в 2016 г. объем добычи угля увеличится на 0,8% к уровню 2015 г., внутреннее потребление угля — на 0,7%, а экспорт — на 1,3%.

В среднесрочной перспективе перевозки угля будут оставаться на текущем высоком уровне.

Нефть и нефтепродукты: спад продолжился

В мае погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 10,8% относительно уровня мая прошлого года и составила 18,1 млн т. Всего с начала 2016г. по железной дороге было отправлено 97,8 млн т нефтяных грузов, что на 8,5% ниже уровня 2015 г.

Добыча нефти в мае была выше уровня прошлого года на 1,1%, по данным Минэнерго, и на 1,2%, по данным Росстата.

В мае внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов к уровню прошлого года сократились на 6%, а экспортные — на 18%. Основное падение вновь пришлось на транзит через Нидерланды: поставки ниже уровня прошлого года на треть. Кроме того, экспортные грузопотоки сократились в Беларусь (вдвое), а также в Турцию (поставки в страну практически прекратились). Выросли поставки в Италию (+14%), Южную Корею (в 1,9 раз) и Латвию (в 2,3 раза).

Согласно майскому прогнозу Минэкономразвития России в 2016 г. объем добычи нефти по целевому сценарию увеличится с 533,2 млн т в 2015 г. до 538 млн т (+0,9%), а объем поставок нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы незначительно снизится (-0,4% к 2015 г.).

В 2016 г. планируется ввод новых трубопроводных мощностей как для нефти, так и для нефтепродуктов. В первую очередь, стоит отметить 1-ый этап возведения магистрального нефтепровода Заполярье-Пурпе, который сможет обеспечить транспортировку 32 млн т нефти в год. Другой важнейший проект — строительство нефтепровода Куюмба-Тайшет пропускной способностью до 8,6 млн т нефти в год с завершением во второй половине 2016 г.

В текущем году также планируется реализовать 1-ый этап проекта увеличения поставок дизельного топлива на экспорт в направлении порта Приморск, который предусматривает увеличение объемов с 8,5 до 15 млн т/год.

Прогнозируется, что перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся на текущем низком уровне из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, а также ввода в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей.

Строительные грузы и цемент: восстановление продолжается за счет инфраструктурных объектов

В мае погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 19,6% к уровню прошлого года и составила 13,4 млн т. В то же время погрузка цемента снизилась на 3,6% до 2,7 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 55 млн т строительных грузов (+21,3% к 2015 г.) и 9,7 млн т цемента (-6,8%).

В мае перевозки строительных материалов к уровню прошлого года выросли в Тюменскую (+65%), Новгородскую (в2,2 раза), Оренбургскую (в 2 раза), Саратовскую (в 1,5 раза) и Белгородскую (в 2 раза) области.

Объем выдачи ипотеки в России за 4 месяца 2016 г. вырос в полтора раза по сравнению с таким же периодом прошлого года. По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, в первую очередь это связано с продлением правительственной программы субсидирования ипотечной ставки до 1 января 2017 г. Но на объемах ввода жилых площадей это решение пока не сказалось.

Минтранс РФ планирует нарастить строительство федеральных дорог в 2018-2020 гг. С началом кризисных явлений в экономике РФ строительство трасс стало сокращаться: в 2015 г. было построено всего 422 км дорог вместо изначально планируемых 652,5 км, что объясняется сокращением бюджета в 2015 г. со 129 млрд до 93,3 млрд руб., а также перевыполнением плана на 47,5 км в 2014 г. В новой версии проекта в текущем году планируется построить и реконструировать 360,3 км федеральных трасс (вместо планируемых в 2013 г. 734,2 км).

По прогнозам Минтранса, низкая активность растянется на три года. Но затем отрасль ждет прорыв: в 2018 г. должно быть построено втрое больше, чем в 2017 г., и еще почти в 2 раза больше в 2020 г.

Таким образом драйверами роста перевозок строительных материалов по-прежнему остаются проекты с государственной поддержкой. Восстановление отрасли до докризисного уровня может произойти не ранее 2017-2018 гг., но активный рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.

Черные металлы: экспорт пока не растет, несмотря на рост мировых цен

В мае погрузка черных металлов на сети РЖД выросла относительно уровня прошлого года на 1,7% и составила 6,1 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 29,9 млн т черных металлов, что на 2,1% ниже уровня 2015г.

В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 1%, в то время как экспортные сократились на 6%. Продолжился рост перевозок в Италию (в 13 раз), Испанию (в 4 раза) и Египет (поставок в прошлом году почти не было). Часть грузопотока черных металлов по-прежнему доставляется в Турцию (около половины от уровня поставок в прошлом году, несмотря на санкции).

По данным Росстата, производство стали в мае выросло на 0,4%, проката черных металлов — на 1,6%.

С начала года на мировом рынке цены на черные металлы выросли в среднем на 25%. Эксперты связывают этот рост с введенными рядом стран импортными ограничениями для китайской и российской металлопродукции.

По майской оценке Минэкономразвития России, в 2016 г. не ожидается роста объемов производства черных металлов, а восстановление отрасли прогнозируется с 2017 г. с темпом роста +1-3%. При этом экспорт стальной продукции в 2016 г. вырастет незначительно, а внутреннее потребление сократится на 10%.

Дальнейший рост экспорта черных металлов из России затруднен из-за действующих ограничительных мер со стороны ЕС, несмотря на рост мировых цен на сталь, а также сокращение внутреннего спроса на черные металлы.

Железная и марганцевая руда: погрузка на рекордно высоком уровне

В мае погрузка руды на сети РЖД выросла на 10,1% относительно уровня прошлого года и составила 9,8 млн т, достигнув рекорда перевозок для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 45,7 млн т руды, что на 0,8% выше уровня 2015 г.

По данным Росстата, добыча руды в мае выросла на 3,2%.

В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 5%, а экспортные — на 25%. Основной рост экспорта пришелся на Китай (в 2 раза) и в Финляндию (в 3 раза), а также в Италию, тогда как в прошлом году поставки в страну не осуществлялись.

В текущих условиях вероятен рост экспортных перевозок железной руды вследствие стабилизации цен на ресурс и введения новых ограничений для российского экспорта черных металлов. Такие исходные могут привести к продаже дополнительных объемов железной руды за рубеж.

Зерно и продукты перемола: в ожидании нового урожая

В мае погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 1,0 млн т. В перевозках зерна наступил низкий сезон в преддверии нового урожая. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 7,6 млн т зерна, что на 12% выше уровня 2015 г.

В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 8%, а экспортные — на 7%. Основной прирост экспорта пришелся на Азербайджан (в 2 раза) и Монголию (поставок в прошлом году почти не было).

Согласно отчету министерства сельского хозяйства США, Россия стала мировым лидером по продажам пшеницы на экспорт (на 10 июня объемы России — 24,5 млн т, Канады — 22,5 млн т, США — 21,09 млн т). Всего же экспорт зерновых с 1 июля 2015 г. по 8 июня 2016 г. вырос на 12,3% до 33,0 млн т, следует из данных российского Минсельхоза.

Министерство повысило прогноз урожая зерна на 2016 г. до 106 млн т, что близко к рекордному урожаю 2008 г. — в 108,1 млн т.

Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов.

Химические и минеральные удобрения: перевозки сохраняются на рекордно высоком уровне

В мае погрузка удобрений на сети РЖД осталась на рекордно высоком за последние 15 лет уровне и составила 4,2 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 22,2 млн т удобрений, что на 4,1% выше уровня 2015 г.

В мае внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 7%, в то время как экспорт сократился на 6%. Основное сокращение пришлось на Китай (-16%), Швейцарию (-33%) и Сирию (вдвое). Поставки удобрений из России нарастили США (в 1,5 раза), Бразилия (+14%) и ОАЭ (поставок не было в прошлом году).

По информации Минсельхоза, за период с 1 января по 23 мая 2016 г. сельхозпроизводители приобрели 1,6 млн т действующего вещества минеральных удобрений, что на 219,9 тыс. т или 17% больше, чем на соответствующую дату 2015 г. Накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков прошлого года) составляют 1,9 млн т, что на 272,6 тыс. т больше, чем на соответствующую дату 2015 г.

Несмотря на майское снижение экспортных перевозок, о долгосрочной тенденции говорить пока преждевременно. В среднесрочной перспективе перевозки минеральных удобрений останутся на текущем высоком уровне из-за выросшего спроса отечественных сельхозпроизводителей, а также благоприятных условий для российских компаний на мировом рынке.

Рынок замер в ожидании баланса парка вагонов

Источник данных о реализации подвижного состава — журнал «Рынок подвижного состава».

В мае 2016 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 2 815 ед., что на 39% выше мая 2015 г. и на 34% выше апреля 2016 г. Рост реализации в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к маю 2015 г. составил 38% (преимущественно за счет подвижного состава для нужд РЖД – платформ для перевозок пакетов рельсовых звеньев и хопперов-дозаторов), в сегменте вагонов нового поколения — 40%.

В сегменте вагонов нового поколения ситуация стабильна: 100% произведенных в мае полувагонов были инновационными. Эксплуатация вагонов нового поколения по-прежнему демонстрирует высокую эффективность. По данным майской статистики эксплуатации парка на тележке Барбер, средний грузооборот на 1 полувагон с увеличенной осевой нагрузкой составил около 511 тыс. т-км (+110% по сравнению с типовыми вагонами).

Списание за май сохраняется на высоком уровне: 9,4 тыс. вагонов, из них 4,3 тыс. — это полувагоны, при этом у 2,3 тыс. вагонов срок службы заканчивался в период со второго полугодия 2016 г. по 2020 г. Т.е. тенденция на ускоренное списание парка укрепляется. Суммарное списание за 5 мес. 2016 г. составило 56,1 тыс. вагонов (в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2015 г.).

Размер неисправного парка сократился до 98,7 тыс. ед. на конец мая. Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД впервые упал ниже 1 млн вагонов — до 999 тыс. ед. Реальный профицит парка составил 104,6 тыс. ед. (из них полувагонов — 14 тыс. ед.).

Эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) не исключают постепенного восстановления лизингового сегмента железнодорожной техники. Его темпы будут зависеть от динамики списания старых вагонов, а также степени консолидации рынка и «переупаковки» лизинговых сделок в арендные. В совокупном количестве лизинговых сделок в 2016 г. доля лизинга железнодорожной техники прогнозируется на уровне 21%.

"