Posted 18 октября 2016,, 12:44

Published 18 октября 2016,, 12:44

Modified 16 августа 2022,, 21:44

Updated 16 августа 2022,, 21:44

Переходи на отечественные!

18 октября 2016, 12:44
К 2018 году «Транснефть» хочет перенаправить в российские порты все объемы нефтепродуктов, которые сегодня экспортируются через страны Балтии, прежде всего Латвию. Перевалка «балтийских» объемов принесет российским портам более $30 млн ежегодной прибыли. Вместе с тем, до последнего времени экспорт нефтепродуктов через Вентспилс обходился российским компаниям дешевле, чем использование российских маршрутов. Пока система экономических стимулов не выработана, и вопрос о том, насколько выгодно российским грузоотправителям «импортозамещение» в сфере логистики, остается открытым.

«Транснефть» и государство намерены полностью отказаться от транзита нефтепродуктов через Прибалтику

К 2018 году «Транснефть» хочет перенаправить в российские порты все объемы нефтепродуктов, которые сегодня экспортируются через страны Балтии, прежде всего Латвию. Эти планы, впервые озвученные около двух лет назад, в контексте нынешнего ухудшения отношений с Западом получили полную поддержку Кремля. Техническая возможность переориентации экспортных потоков появляется у «Транснефти» прежде всего благодаря расширению нефтепродуктопровода «Север» и созданию нового продуктопроводного маршрута «Юг».

По расчетам, перевалка «балтийских» объемов принесет российским портам более $30 млн ежегодной прибыли. Вместе с тем, до последнего времени экспорт нефтепродуктов через Вентспилс обходился российским компаниям дешевле, чем использование российских маршрутов. В этой связи говорится о необходимости снизить железнодорожные тарифы и цены на перевалочные услуги в российских портах. Пока система экономических стимулов не выработана, и вопрос о том, насколько выгодно российским грузоотправителям «импортозамещение» в сфере логистики, остается открытым.

Идея «Транснефти» по переводу в российские порты нефтепродуктов, традиционно экспортируемых через постсоветские государства Балтии, не нова. Впервые она громко прозвучала осенью 2014 г. на совещании в Минэнерго с участием ведущих ВИНК. Эти планы были вполне созвучны политике государства на создание «безтранзитных» маршрутов экспорта углеводородов. Напомним, кстати, что еще в середине 2000-х Вентспилс был отрезан от трубопроводной российской нефти, которая ушла в Приморск по новой «Балтийской трубопроводной системе».

Вполне понятно, что после ввода западных санкций инициатива «Транснефти» получила поддержку в высших эшелонах власти. Ее реализация не только сулила России дополнительные доходы от перевалки, но и рассматривалась в качестве ответных санкций на недружественную политику Европы.

В порту Вентспилса

Конкретные шаги «Транснефти» в данном направлении были озвучены на сентябрьской встрече главы компании Николая Токарева с Владимиром Путиным. По словам Токарева, к 2018 году все 9 млн тонн нефтепродуктов, которые в прошлом году были экспортированы через Вентспилс и Ригу, будут перенаправлены в российские порты. «Заводы позволяют нам сегодня загрузить нефтепродуктопроводную магистраль до 32 млн тонн, и часть мощностей, которые не востребованы под нефть, мы переориентируем под продукты. Это произойдет в направлении Приморска – до 25 млн тонн дизельного топлива будем поставлять, и в направлении Новороссийска…», – сказал Токарев. Как результат, «если в прошлом году там (через Прибалтику. – прим. ред.) переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году – 5 млн тонн. До 2018 года… мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля», – утверждает глава «Транснефти».

Через несколько дней озвученные планы были конкретизированы и расширены. Бывший глава администрации президента РФ, спецпредставитель Владимира Путина по вопросам экологии и транспорта Сергей Иванов в ходе совещания с крупнейшими российскими перевозчиками призвал с 2020 года переориентировать на Россию все отечественные грузы, которые сегодня отгружаются через Прибалтику.

Приморск поможет

В последние годы экспорт российских нефтепродуктов через балтийские порты в самом деле постоянно снижался. Так, в 2013 г. в латвийские Ригу и Вентспилс было поставлено 13,6 млн тонн нефтепродуктов российского производства.

Техническая возможность приема нынешних 9 млн тонн транзитных объемов в год у «Транснефти» появится в ближайшем будущем. Основную часть должен взять на себя Приморск, который стабильно увеличивает перевалку низкосернистого дизтоплива, поступающего по продуктопроводу «Север». В последние годы эта труба уже не справлялась с растущими объемами: при пропускной способности «Севера» в 8,4 млн тонн в год, отгрузка в 2013 г. составила 9,3 млн тонн. Что касается сырой нефти, то ее перевалка в Приморске, напротив, неуклонно снижалась – с более 74 млн тонн в 2007 году до 42,3 млн в 2014-м.

В такой ситуации расширять мощность «Севера» «Транснефть» решила путем перепрофилирования «пересыхающего» нефтепровода БТС под перекачку дизтоплива. Этот проект компания оценивала в 25-26 млрд руб., что, по ее утверждению, значительно дешевле расширения действующего продуктопровода. В конце 2014 г. на перекачку нефтепродуктов был переведен участок БТС от Киришского НПЗ до Приморска, что увеличило пропускную способность участка с 11,3 млн до 18,6 млн тонн в год. Как результат – по итогам прошлого года Приморск отгрузил рекордные 14,2 млн тонн дизеля.

13 сентября, на следующий день после встречи Токарева с Путиным, заместитель вице-президента «Транснефти» Владимир Назаров сообщил, что до конца месяца компания планирует заполнение продуктопровода на участке Ярославль-Кириши, который также был перепрофилирован с прокачки нефти. Это должно расширить пропускную способность «Севера» до 15 млн тонн в год. «В октябре-ноябре мы планируем ввод ряд промежуточных станций и резервуарных парков с тем, чтобы считать проект «Север-15» завершенным», – сообщил Назаров.

Добавим здесь, что в прошлом году ОАО «ПТП», стивидор Приморского порта, приступило к техническому перевооружению причалов № 3 и № 4 для отгрузки светлых нефтепродуктов. А в августе 2016-го на причале № 8 впервые было загружено судно дедвейтом 65 тыс. тонн – танкер Stena Premium принял 57 тыс. тонн дизтоплива. Как сообщил генеральный директор ПАО «НМТП» Султан Батов, «увеличение танкерной партии с 30-40 тыс. до 60 тыс. тонн позволяет максимально использовать потенциал причалов и открывает принципиально новые возможности для экспорта нефтепродуктов».

В результате всех этих мер к 2017 году пропускная способность «Севера» должна возрасти до 17,4 млн тонн в год, а к 2019-2020-му году, за счет дальнейшего расширения трубопроводной и портовой инфраструктуры, – до 25 млн.

МТП "Приморск"

Скрытые резервы

Между тем, как говорил Николай Токарев, уже в этом году его компания намерена перебросить в Россию 4 млн тонн транзитных нефтепродуктов. Очевидно, что один Приморск с этой задачей не справится. Другими портами, задействованными в ее решении, должны стать Усть-Луга и Новороссийск.

Крупнейший в Европе терминал «Усть-Луга Ойл» пропускной способностью 30 млн твг, ныне контролируемый структурами миллиардера Андрея Бокарева, до последнего времени работал с повышенной нагрузкой. Тем не менее, думается, резервы имеются и здесь – налоговый маневр снизил привлекательность экспорта мазута, до сих пор составлявшего основную часть грузооборота «Усть-Луги Ойл». Можно предположить, что в этом году его перевалка в порту снизится (в прошлом году компания планировала отгрузить 17,5 млн тонн мазута).

Кроме того, сообщалось, что терминал намерен сузить специализацию: отказаться от работы с бензином, который уйдет на соседний комплекс по перевалке СУГ и светлых нефтепродуктов. В прошлом году СИБУР завершил сделку по продаже комплекса зарубежному инвестору (Государственному фонду ОАЭ Mubadala Development), однако остался его оператором. Сообщалось, что совокупную пропускную способность комплекса – 4 млн тонн в год – планируется нарастить. По-видимому, и сибуровский терминал, и освободившиеся перевалочные мощности «Усть-Луги Ойл» также могут быть загружены транзитными объемами.

Ранее руководство «Усть-Луги Ойл» говорило о возможности более масштабного увеличения перевалки, что позволило бы привлечь до 6 млн тонн в год дизтлоплива с балтийского направления. Такой вариант, правда, выглядит сомнительным: нефтепродукты в порт поставляются по железной дороге, чьи возможности ограничены, а строительство продуктопровода до Усть-Луги вряд ли будут осуществлено с учетом расширяемого по соседству «Севера».

Терминал в Усть-Луге. Фото:oilterminal.org

Неиспользованные перевалочные ресурсы есть и у Новороссийска. Местный терминал ОАО «ИПП», рассчитанный на перевалку 6 млн тонн в год дизтоплива, в прошлом году отгрузил 4,6 млн тонн (включая бункеровочное топливо). «Транснефть» является совладельцем терминала через группу НМТП, а потому заинтересована в его полной загрузке. По причине налогового маневра значительно недозагружен и «Новороссийский мазутный терминал» (НМТ), в этом году выкупленный «Транснефтью» у Gunvor. Если в 2014 г. НМТ перевалил 4,4 млн тонн мазута, то уже во втором полугодии прошлого года перевалка упала до 1,3 млн.

На «Север» и на «Юг»

Как видим, три перечисленных порта вполне способны распределить между собой 4 млн тонн нефтепродуктов, которые в этом году планируется «отнять» у Вентспилса и Риги.

Намерение «Транснефти» к 2018 году полностью отказаться от балтийского транзита также вполне осуществимо. Как было показано выше, после расширения «Севера» до 25 млн тонн в год Приморск даже в случае увеличения транспортировки с заводов, уже поставляющих свою продукцию на этот маршрут, сможет справиться с основными объемами «балтийского» дизтоплива.

Еще одним совершенно новым транспортным каналом станет продуктопровод «Юг» (Воскресенка-Самара-Волгоград-Тихорецк-Новороссийск), по которому также пойдет дизтопливо Евро-5. Строительство «Юга», как и расширение «Севера», «Транснефть» ведет путем частичного перевода существующей нефтепроводной системы под нефтепродукты. Первый этап проекта, который должен быть завершен к 2018 году, предполагает транспортировку 6 млн тонн в год, на втором этапе, к 2020 году, пропускная способность «Юга» должна возрасти до 11-12 млн тонн в год. По озвученным ранее планам «Транснефти», к этому сроку общий объем перевалки нефтепродуктов в Новороссийске с прошлогодних 17,4 млн тонн возрастет до 30,3 млн, из которых 20 млн будет отгружаться через терминал Шесхарис.

Между тем, часть мощностей «Юга», изначально создаваемых под прокачку продукции российских НПЗ, видимо, останется ими невостребованной. Так, не оправдались расчеты на то, что в загрузке новой трубы будут участвовать Афипский НПЗ в Краснодарском крае, а также завод в Адыгее, который намеревалась построить местная компания «Антей». Владелец Афипского, компания «НефтеГазИндустрия» Владимира Когана для сбыта заводских нефтепродуктов собирается строить собственный трубопровод и терминал под Новороссийском. Что касается «Антея», то этот проект по целому ряду причин был отложен и, судя по всему, надолго.

Пока что единственным российским заводом, гарантировавшим поставки значительных объемов дизтоплива на «Юг», остается Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа. При этом, как говорили «НиК» в компании, плановые объемы трубопроводной перекачки волгоградского дизтоплива составят до 4 млн тонн в год. Таким образом, уже к 2018 году на южном экспортном направлении у «Транснефти» может появиться 2 млн тонн в год свободных мощностей. После дальнейшего расширения системы профицит наверняка возрастет и также может быть использован для приема дизтоплива с Балтики.

Кто в выигрыше?

По подсчетам Portnews и «INFOLine-Аналитики», переброска в 2016 году 4 млн тонн нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты принесет им около 16 млн долл.; при экспорте через Россию всех 9 млн тонн дополнительные доходы составят 33 млн. долл. Свой кусок пирога получит и «Транснефть», совместно с группой «Сумма» контролирующая порты Приморска и Новороссийска.

Вот только выгодна ли реализация этих планов нефтяным компаниям? До последнего времени транспортировка нефтепродуктов через Латвию обходилась им дешевле. В этой связи та же «Транснефть» указывала на необходимость снижения железнодорожных тарифов, в частности, на участке от линейной перекачивающей диспетчерской станции «Никольское» до Новороссийска, а также улучшения «экономической составляющей портовых услуг». «В этом случае 5-6 долл. выгоды, которые сегодня дает Вентспилс, можно будет получить и в Новороссийске», – говорил Николай Токарев весной 2015 года.

С тех пор ситуация кардинально не изменилась. Так, по словам источника газеты «Коммерсантъ», «тарифы железной дороги на доставку нефтепродуктов в Усть-Лугу фактически заградительные». На сентябрьском совещании у Сергея Иванова предполагалось выработать меры для стимулирования грузоотправителей к переходу в отечественные порты, в частности, разработать систему понижающих коэффициентов к тарифам РЖД. При этом, по данным СМИ, в материалах к совещанию предлагалось также применять повышающие коэффициенты при железнодорожной транспортировке грузов в сторону Прибалтики. Еще одно предложение «Транснефти» – закрепить в межправсоглашении о беспошлинных поставках российской нефти на переработку в Белоруссию обязательства Минска по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты.

Новороссийский торговый морской порт

Уже через несколько дней после совещания министр транспорта Максим Соколов сообщил ТАСС, что его ведомство предлагает позволить РЖД повышать грузовые тарифы до 25% в рамках тарифного коридора (ранее железнодорожникам было разрешено опустить нижнюю границу коридора до 25%). «Надо дать аналогичное право РЖД не только снижать на 25%, но на такую же величину … увеличивать тариф – на 25% по некоторым из направлений, которые не являются приоритетными для российской грузовой базы», – считает министр.

Вполне понятно, что в ситуации, когда импортозамещение фактически провозглашено новой государственной идеей, нефтяники и переработчики не будут открыто возражать против переброски нефтепродуктов в российские порты. Компания «не собирается кормить порты стран, поддержавших санкции против России, и готова постепенно переориентировать свои грузы в российские порты к 2018 году», – приводит РБК мнение источника, близкого к «Роснефти». Тем не менее, ранее и «Газпром нефть», и «Татнефть», и та же «Роснефть» говорили о готовности переориентировать свой экспорт лишь при «экономической привлекательности поставок» и «обеспечении равнодоходности посредством снижения тарифов». Это же, кстати, касается и белорусских грузоотправителей, которые до 90% нефтепродуктов сегодня экспортируют через Прибалтику и порты Украины: по словам одного из участников белорусского рынка, поставки в Западную Европу через российские порты из-за большего плеча окажутся значительно дороже, а потому возможны лишь при условии льгот.

Между тем пока что, как видим, экономическая составляющая озвученных планов имеет весьма усеченный вид: вместо того чтобы привлекать нефтяников на российские маршруты более низкими тарифами, их предлагают отвадить от иностранных портов более высокими! Хочется верить, что правительство обойдется без скоропалительных решений и разработает для грузоотправителей действительно стимулирующую, а не добровольно-принудительную систему «перехода на отечественное».

Чужие потери

Как заявил латвийский премьер Марис Кучинскис, отказ Москвы от перевалки нефтепродуктов через Вентспилс и Ригу является «вызовом для экономики Латвии». По его словам, страна будет повышать качество сервиса своей транспортной системы, чтобы привлечь грузы из Китая, Белоруссии, Казахстана.

В начале октября в Минске министр сообщения Латвии Улдис Аугулис и председатель правления Latvijas dzelzceļs (Латвийская железная дорога) Эдвин Берзиньш договорились с белорусской стороной о расширении сотрудничества в транзитной сфере, а также продолжили подготовку соглашения о едином тарифе в латвийско-белорусском транзитном коридоре.

Ранее президент общества «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» Инга Антане заявила, что транзит Латвии на 80% состоит из российских грузов, и в случае переориентации России на внутренние порты ежегодные потери ее страны составят около 1 млрд евро. Парламентский секретарь министерства сообщения Латвии Эдгарс Таварс оценивает этот ущерб гораздо скромнее – в 200-250 млн. евро. По его мнению, привлечение белорусских и китайских грузов в порты Риги и Вентспилса компенсирует половину от ушедшего российского транзита. Вместе с тем, как считает Таварс, на ликвидацию потерь всего грузопотока из России могут уйти десятилетия.

По имеющимся данным, в первом полугодии 2016 года грузооборот порта Рига уменьшился на 11,5%, порта Вентспилс – на 25%.

Директор Клайпедского морского порта Литвы по экономике и финансам Мартинас Армонайтис сообщил, что в объемах перевалки порта российские грузы составляют около 5-6%, а российские нефтепродукты через Клайпеду вообще не транспортируются. Тем не менее, как считают эксперты, уход российских нефтепродуктов обострит конкуренцию между портами стран Балтии в других сегментах грузооборота.

В свою очередь, председатель правления Таллиннского порта Валдо Кальм отметил, что доля нефтепродуктов в перевалке порта невелика, а потому отказ российской стороны от их транзита через страны Балтии окажет на порт «незначительное влияние». Между тем руководство государственного транспортного предприятия EVR Cargo сообщило, что экспорт российских нефтепродуктов через Эстонию прекратился еще в начале года.

"