Posted 17 декабря 2015,, 17:29

Published 17 декабря 2015,, 17:29

Modified 20 августа 2022,, 19:29

Updated 20 августа 2022,, 19:29

Саммит ЕС не имеет полномочий блокировать "Северный поток-2"

17 декабря 2015, 17:29
Саммит ЕС не имеет ни компетенции, ни заинтересованности блокировать создание "Северного потока-2". Дискуссия об этом проекте пройдет в пятницу, 18 декабря, в рамках обсуждения процесса создания Энергосоюза ЕС, однако от нее не следует ожидать конкретных решений. Как максимум, лидеры ЕС просто заявят, что "Северный поток-2" должен в полном объеме соответствовать всем европейским нормам.

Саммит ЕС не имеет ни компетенции, ни заинтересованности блокировать создание "Северного потока-2". Дискуссия об этом проекте пройдет в пятницу, 18 декабря, в рамках обсуждения процесса создания Энергосоюза ЕС, однако от нее не следует ожидать конкретных решений. Как максимум, лидеры ЕС просто заявят, что "Северный поток-2" должен в полном объеме соответствовать всем европейским нормам.

Не в компетенции саммита

Саммит ЕС просто "не имеет полномочий" блокировать "Северный поток-2". Такое мнение высказал сегодня в беседе с корр. ТАСС эксперт европейского Центра стратегических технологий Милош Джарич. "Действительно ряд восточноевропейских государств ЕС выступил с инициативой обсуждения проекта "Северный поток-2" на итоговом в этом году саммите глав государств и правительств ЕС. В этом послании, подготовленном по инициативе Польши и Словакии, содержится призыв блокировать данный проект. Однако дело в том, что блокирование коммерческого проекта - просто не в компетенции саммита ЕС", - пояснил эксперт.

"В Евросоюзе действует принцип верховенства закона, поэтому административное, политическое прекращение реализации проекта, который соответствует всем законам, может быть легко опротестовано в судебном порядке", - отметил он.

"Конечно, законы, в том числе европейские нормы по конкуренции, положения третьего энергопакета ЕС или положения энергетической концепции сообщества о снижении зависимости и диверсификации внешних источников энергоресурсов можно трактовать более жестко или более гибко, но такую легальную трактовку любому проекту должен опять же давать не Европейский совет, а Еврокомиссия", - отметил он.

Реальная проблема

Ситуация, сложившаяся сегодня в Европе вокруг "Северного потока-2", весьма сложна и включает целый ряд факторов.

Страны Восточной Европы и Южной Европы, которые должны были получать газ по "Южному потоку", после закрытия этого проекта лишились и стабильной артерии снабжения энергоресурсами и потенциальных доходов от транзита. Они были бы готовы смириться с этим, пока альтернативы "Южному потоку", будь то европейские или российские проекты, шли по их части Европы. Однако сегодня ситуация резко осложнилась в связи с кризисом в отношениях РФ и Турции, который, по сути, перечеркнул проект "Турецкого потока". В результате перспектива строительства "Северного потока-2" создает привилегированные условия для поставок дополнительных объемов газа в Германию и Западную Европу, тогда как Восточная и Южная Европа рискуют остаться на периферии этого процесса.

Следует отметить, что одним из государств, которое не подписало "петицию стран восточной Европы", но находится в оппозиции к "Северному потоку-2", является Италия, которая фактически была одним из основных партнеров России в реализации "Южного потока", и "упущенная прибыль которой исчисляется в миллиардах евро".

К этой проблеме также примешивается "украинский фактор".

Отдельные страны ЕС пытаются выразить поддержку Украине, которая рискует потерять транзит российского газа, являющийся для нее важным источником доходов. Однако доминирующий резон - это опасение, что после отказа России от "Южного потока" окажется отрезан и традиционный украинский маршрут транзита газа в Европу, что еще больше осложнит энергетическую ситуацию на юго-востоке Евросоюза.

Таким образом, проблема "Северного потока-2" в Европе реально существует. Однако интересы стран юга и севера Европы радикально различаются, и с легальной точки зрения возможности лидеров ЕС в этом вопросе довольно ограничены. Поэтому было бы крайне наивно ожидать от нынешнего саммита чего-либо большего, чем простого заявления, что этот проект "должен в полном объеме соответствовать европейским нормам".

Нет нового развития

Ранее тот факт что тема "Северного потока-2" будет поднята на саммите ЕС подтвердила официальный представитель Еврокомиссии (ЕК) Анна-Кайса Итконен, вопрос о "Северном потоке-2" может быть затронут на саммите Евросоюза, который пройдет 17-18 декабря. "С точки зрения ЕК никакого нового развития по этой теме пока нет. Мы находимся в контакте с немецким регулятором для обсуждения вопроса соответствия проекта законодательству ЕС", - указала она.

1 декабря ЕК подтвердила, что получила послание девяти стран Центральной и Восточной Европы, подготовленное по инициативе Польши и Словакии, с призывом заблокировать строительство газопровода "Северный поток-2", который, по их мнению, подрывает энергобезопасность ЕС и повышает его зависимость от "Газпрома".

Кроме того, в ходе визита в Брюссель 7 декабря украинский премьер Арсений Яценюк призвал ЕС заморозить данный проект, который обеспечит транзит дополнительных объемов газа в ЕС в обход Украины. По словам Итконен, Еврокомиссия "пока не ответила на это послание".

Как заявил ранее постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, проект "Северный поток-2" имеет большое значение для энергетической безопасности Европы. "Северный поток-2" - очень привлекательный с коммерческой точки зрения проект, а также очень важный с точки зрения предоставления энергетической безопасности Европы", - сказал он.

Проект "Северный поток-2" предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Реализацией проекта займется совместная проектная компания (СПК) New European Pipeline AG. "Газпрому" в СПК будет принадлежать 51%, германским E.ON и BASF/Wintershall, англо-голландской Shell и австрийской OMV - по 10% каждой, французской ENGIE - 9%.

"