Posted 15 сентября 2014,, 10:25

Published 15 сентября 2014,, 10:25

Modified 20 августа 2022,, 19:32

Updated 20 августа 2022,, 19:32

Не все цистерны модели 15-1443 должны быть продлены до 40 лет, а после продления обязательно списаны без модернизации

15 сентября 2014, 10:25
"Понятно, что для собственников старых "бочек" возникает достаточно острая ситуация, когда согласно новым техническим регламентам Таможенного союза часть их парка, представленная "ветеранами", фактически должна быть выведена из эксплуатации, - заявил журналу "Транспорт" руководитель информационно-аналитической комиссии НП "Объединение вагоностроителей" Станислав Золотарев.

"Понятно, что для собственников старых "бочек" возникает достаточно острая ситуация, когда согласно новым техническим регламентам Таможенного союза часть их парка, представленная "ветеранами", фактически должна быть выведена из эксплуатации, - заявил журналу "Транспорт" руководитель информационно-аналитической комиссии НП "Объединение вагоностроителей" Станислав Золотарев.

В настоящее время Правительство РФ проводит последовательную политику по поводу борьбы с избытком парка подвижного состава, которая кстати, очень широко распространена в Европе. Европейский опыт сокращения профицита грузовых вагонов как раз и заключается в том, что при образовании избытка вагонов требования по эксплуатации ужесточается именно в отношении того типа, который сформировал этот излишек. Как правило, точечный подход регулирующих органов государства подталкивает собственников вагонного парка ускоренно списывать старый подвижной состав или отправлять его на модернизацию. В настоящее время по оценкам НП ОВС на сети профицит составляет 110 тыс. вагонов, в том числе профицит парка полувагонов в среднем составляет 70-80 тыс. ед., профицит парка цистерн – 20-30, профицит парка крытых вагонов – 10-20 тыс. ед., платформ – более 10 тыс. ед.

В целом Некоммерческое партнерство "Объединение вагоностроителей" поддерживает большую часть последовательных инициатив Правительства и Минтранса России, направленных на нивелирование негативных воздействий, которое вызывает наличие на сети железных дорог профицит железнодорожного подвижного состава.

НП "Объединение вагоностроителей", конечно, в курсе предложение ПГК о разрешении продлении цистерн 15-1443 выпускающихся до 1982 года с 32 до 40 лет. Однако, лично я поддерживаю данное предложение. Так как нужно быть последовательным в своей позиции по продлению. На данную модель цистерны действовало ТУ в период 1976 по 1982 год, по которому конструктора установили срок службы данной модели цистерны в 40 лет. То есть, слово конструктора – главное при принятии такого решения. Для остальных цистерн в соответствии с другими действующим ТУ – оставить срок службы 32 года.

Однако стоит учесть, и другую точку зрения разработчика этой модели цистерны В.М. Бубнова, директора и главного конструктора одноименного конструкторского бюро вагоностроения, входящего в группы АЗОВМАШ (Украина, г. Мариуполь). В своем письме в начале текущего года в ФАЖТ РФ он указывал, что "модернизация с продлением срока службы т.е. приведение конструкции вагона-цистерны модели 15-1443, изготовленных в период с 1976 по 1987 годах к современным требованиям является невозможной. В этот период в конструкции несущих элементов применялась сталь 3". Таким образом, по мнению разработчика вагона цистерны, продление срока службы для вагонов цистерн модели 15-1443 ведет к повышению опасности в эксплуатации из-за применения устаревших материалов.

По расчетам С.В. Золотарева всего на сети железных дорог находится порядка 49 532 единиц цистерн модели 15-1443. В период с 1976 по 1982 года было выпущено всего 24 747 единиц, поэтому продление этому количеству срока службы еще на 8 лет не окажет заметного влияния как на соотношение спроса и предложения в данном сегменте, так и на средний уровень ставок предоставления цистерн. Все равно профицит будет определять главный тренд при росте спроса на цистерны.

В целом, заказы на цистерны у вагоностроителей от операторов закончились в мае 2012 года. Производство и рынок вагоностроения упали на 20 % при минимальных ценах. Вагоностроители сейчас работают три-четыре дня в неделю, и большинство из них закончили полугодие с убытками. Поэтому, конечно, все-таки жаль, что есть вероятность продления срока службы до 40 лет хоть одной модели цистерн, пусть и выпуска всего до 1982 года.

Напомним, что ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) направило письмо на имя и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимира Чепца с просьбой продлить нормативный срок службы цистерны модели 15-1443 с 32 до 40 лет. При этом ряд экспертов указывает на то, что реализация данной инициативы увеличивает риски сфере обеспечения безопасности грузовых перевозок.

"