Posted 10 марта 2016,, 06:33

Published 10 марта 2016,, 06:33

Modified 20 августа 2022,, 19:28

Updated 20 августа 2022,, 19:28

Южная Корея отказалась получать грузы из России через северокорейский порт

10 марта 2016, 06:33
КНР становится единственным получателем грузов из России, экспортируемых через железнодорожную линию Хасан-Раджин, после того как о выходе из проекта в связи с санкциями против КНД объявила Южная Корея, сообщает газета "Коммерсант".

КНР становится единственным получателем грузов из России, экспортируемых через железнодорожную линию Хасан-Раджин, после того как о выходе из проекта в связи с санкциями против КНД объявила Южная Корея, сообщает газета "Коммерсант".

Оператором проекта Хасан-Раджин является совместное предприятие "РасонКонТранс", зарегистрированное в КНДР: порту Раджин в нем, по данным самой компании, принадлежит 30%, "Торговому дому РЖД" - 70%. В 2008-2013 г.х РЖД потратили 10,6 млрд руб. на модернизацию участка железной дороги Хасан-Туманган-Раджин протяженностью 52 км и строительство отгрузочного терминала в раджинском порту. Организацией экспортных перевозок через КНДР занята другая "дочка" холдинга - "РЖД Логистика". В компаниях прокомментировать "Ъ" заявления, прозвучавшие в корейских СМИ, вчера не успели.

Фактически проект Хасан-Раджин заработал лишь в 2015 году: за прошлый год через Раджин удалось перевалить порядка 1,2 млн т российского угля, доставляемого по железной дороге (проектная пропускная способность магистрали - 7-8 млн т в год). Это 94% от грузооборота железнодорожного погранперехода между Россией и КНДР, но на Южную Корею в обороте порта, признали в РЖД в начале марта, пришлись лишь тестовые отправки угля и "пробная перевалка контейнеров с бутилированной водой из Китая". Получателями груза через Раджин выступали южнокорейские POSCO, Hyundai Merchant Marine, Korail Corp. Порядка 85% угля через терминал уходит в КНР, поставки в Китай в 2016 году будут лишь наращиваться, пообещали в РЖД.

Изначально в Раджине планировалось развивать контейнерные транзитные перевозки в страны АТР, но затем стратегия изменилась - порт переориентировали на перевалку угля. Сейчас уголь с Дальнего Востока идет в Китай по железной дороге через погранпереходы Махалино-Хуньчунь и Гродеково-Суйфэньхэ, объемы перевалки суммарно сопоставимы с объемами, идущими через Раджин. Теперь единственным получателем транспортных услуг в рамках проекта остаются китайские импортеры российского угля. К тому же Китай, не имеющий прямого выхода к Японскому морю, отправляет свои грузы через другие терминалы в Раджине, доставляемые туда автотранспортом, а китайские судоходные компании заняты в доставке российского угля по контрактам "РасонКонТранса".

Источник "Ъ" в железнодорожной отрасли отмечает, что не так давно "РЖД Логистика" совместно с "Трансконтейнером" разработали проект по доставке контейнеров из Китая в Россию транзитом через Северную Корею. Запуск сервиса намечался на 2016 год. Согласно разработанной схеме, контейнеры из Шанхая пойдут до северокорейского порта Раджин морем, затем по железной дороге через пограничный переход Туманган-Хасан и далее по Транссибу до Москвы.Об этом сообщаетТАСС.

Отказ Сеула от участия в проекте - это прежде всего политический шаг, замораживающий переговоры о возможном вхождении южнокорейских компаний в СП, эксплуатирующее линию Хасан-Раджин, считает источник на логистическом рынке.

"