Posted 22 октября 2020, 07:35
Published 22 октября 2020, 07:35
Modified 15 сентября 2022, 21:33
Updated 15 сентября 2022, 21:33
Чиновники и бизнес пока не могут договориться о принципах дифференциации «рентного коэффициента» НДПИ, к которой предполагается перейти с 2022 года в рамках корректировки инициативы Минфина. Суть разногласия, отмечает «Интерфакс», заключается в том, что власти не готовы поступиться общей суммой сборов, которая уже заложена в проект бюджета на трехлетку, а бизнес полагает, что такой подход может нарушить экономику конкретных проектов.
С 1 января 2021 года вводится рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ на добычу большинства твердых полезных ископаемых. В бюджет заложено поступление около 55 млрд рублей в 2021 году и сопоставимых сумм в 2022–2023 гг. Однако бизнес встретил инициативу Минфина резко отрицательно, хотя и не смог ей противостоять, добившись лишь обещания обсудить дифференциацию повышенного НДПИ на перспективу.
«Мы договорились, что общий уровень собираемости налогов не должен упасть, но дифференцировать их, более адекватно разложить по компаниям, по видам деятельности — это безусловно можно и нужно сделать», — напомнил позицию правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов в среду на встрече президента Владимира Путина с членами бюро правления РСПП.
Между тем, по словам главы РСПП Александра Шохина, бизнес расходится с правительством «по одному из ключевых моментов». «Правительство считает — дифференцируйте как хотите, только в конце ту же самую сумму поступлений в бюджет нам дайте, а мы считаем, что это счетная вещь. И если мы, условно, дадим зрелым месторождениям, арктическим или прочим льготные коэффициенты и придется на кого-то увеличить рентный коэффициент НДПИ до 4,5 или 5, чтобы в итоге бюджет получил запланированную сумму, то такая дифференциация не будет частью бизнеса», — сказал Шохин журналистам после встречи.
«Поэтому мы должны найти такой способ, либо ввести дифференциацию после 2023 года или как минимум в 2023 году, когда бюджетный кризис не будет столь значительным, либо найти покрытие выпадающих доходов. Задача с точки зрения дифференциации нам понятна, а вот как выйти на требуемую сумму — это более сложно, и частично это политическая задача, — отметил он. — В весеннюю сессию попробуем дифференцировать этот коэффициент таким образом, чтобы он отражал реалии в добывающих отраслях, и с этим согласны все и в правительстве, и в администрации», — заключил глава РСПП.
Путин не стал комментировать суть разногласий между правительством и бизнесом, отметив лишь, что «наверное, всегда нужно думать о том, как сделать механизмы обсуждения более эффективными». «Мы должны работать над более устойчивым механизмом консультаций, чтобы не было таких сюрпризов для бизнеса, которые потом приходится отыгрывать частично назад или корректировать таким образом, чтобы они были работающим механизмом», — подчеркнул президент.