Posted 17 июля 2020,, 07:00

Published 17 июля 2020,, 07:00

Modified 15 сентября 2022,, 21:28

Updated 15 сентября 2022,, 21:28

Новое определение естественной монополии подготовила ФАС

17 июля 2020, 07:00
Часть компаний благодаря новому определению уйдет из-под жесточайшего контроля
Сюжет
ФАС

Федеральная антимонопольная служба России хочет изменить определение естественной монополии. Это может коснуться «Газпрома», «Транснефти», РЖД, сообщил в эфире «Россия-24» глава ФАС Игорь Артемьев. «В мире давно уже понятие естественной монополии сформулировано совершенно по-другому. И мы сейчас вот в так называемом пятом антимонопольном пакете, в законах, которые мы готовим, мы хотели бы дать другое определение естественной монополии», — цитирует Артемьева ТАСС.

По его словам, ведомство хотело бы дать определение монополии, которое в Европе постепенно набирает силу: линейный протяженный объект, создание альтернативы которого экономически нецелесообразно, и объект инфраструктуры. «То есть, когда ты говоришь об инфраструктуре, что мы хотим сейчас, разрушив закон о естественных монополиях, сделать? Мы хотим признать: понятие естественной монополии сохранится вот с таким определением — собственно в самом „Газпроме“ естественной монополией только газовую трубу, в „Транснефти“ — только саму трубу. Значит, в железных дорогах <…> — мосты, шпалы, тоннели, но ни в коем случае не ремонты и все прочее, что сопровождает перевозки», — отметил он.

Артемьев также считает, что назвать естественной монополией Внуково, Шереметьево и Домодедово — «это просто бред», или порты на Дальнем Востоке или на Черном море, принадлежащие разным группам лиц, разным собственникам. «Они как сумасшедшие конкурируют за потребителя, за перевозку товаров», — подчеркнул глава ФАС.

«Если мы только совершим эту реформу через нацплан развития конкуренции до 2025 года, то у нас появятся огромные возможности у самих монополий, часть из них перестанет быть естественными монополиями, просто останутся доминирующими субъектами, уйдут из-под жесточайшего контроля», — пояснил Артемьев.

При этом сохранится антимонопольный и тарифный контроль почти по всему периметру, где это нужно, но станет возможным привлечение частных инвестиций. «Можно будет продать, условно говоря, в РЖД там 49%, если будет надо, и ничего страшного не произойдет. Да, контроль отдавать им нельзя над инфраструктурными монополиями. Тогда нужно будет посмотреть на госкорпорации, зачем они в таком виде существуют, каким имуществом они обладают», — резюмировал глава антимонопольной службы.

"