Posted 16 декабря 2021,, 10:49

Published 16 декабря 2021,, 10:49

Modified 16 сентября 2022,, 21:33

Updated 16 сентября 2022,, 21:33

ГИС ТЭК так и не взлетела

16 декабря 2021, 10:49
Министерство энергетики решило отказаться от ГИС ТЭК в пользу новой цифровой платформы «Национальная энергетическая платформа»

Министр энергетики РФ Николай Шульгинов сообщил, что в текущих реалиях государственная информационная система ТЭК (ГИС ТЭК) неэффективна. Министерство решило отказаться от нее в пользу новой цифровой платформы «Национальная энергетическая платформа». Напомним, что ГИС ТЭК пытались создать более 10 лет, но прославилась она главным образом тем, что привлекла большое внимание Счетной палаты, а также стала причиной громких уголовных дел.

В ведомстве рассказали, что технические решения, которые были заложены в ГИС ТЭК на этапе проектирования, не отвечают современным требованиям и не позволяют управлять данными. «Это была правильная система для своего времени. Она проектировалась почти 10 лет назад и должна была заместить многие другие отраслевые системы. Но и технологии, и подходы в государственном управлении в сфере цифровых решений не стоят на месте, поэтому сейчас — правильный момент для того, чтобы понять каким образом развивать государственные и информационно-аналитические услуги Минэнерго», — пояснило министерство агентству «Интерфакс».

Представитель Минэнерго сообщил, что к концу декабря ведомство планирует определиться с концептуальными развилками создания цифровой платформы «Национальная энергетическая платформа» (ЦП НЭП) для того, чтобы с начала следующего года стартовать разработку и уже во второй половине следующего года начать демонстрировать результаты.

Министр энергетики Шульгинов пояснил, что в ГИС ТЭК есть две составляющие: правовая и техническая. И если говорить о первой, отметил глава Минэнерго, система оказалась слишком зарегулирована, насчитывая свыше 100 нормативных правовых актов различного уровня. Такая тяжелая конструкция существенно ограничивает оперативное изменение ГИС ТЭК и гибкость сбора информации и управления данными. С технической точки зрения ГИС ТЭК накладывает большую нагрузку на компании ТЭК, так как они подают в нее информацию по формам с набором показателей, которые часто дублируются. Кроме того, ту или иную информацию эти же компании подают в другие органы власти, например, ФНС России, ФТС России, Росстат.

При этом ГИС ТЭК не существует сама по себе, она также является юридической сущностью, и ее функциональные возможности, в частности сбор данных и анализ, востребованы как государством, так и бизнесом (в первую очередь, компаниями ТЭК) и гражданами, отмечают в Минэнерго. Поэтому от ее функционала Минэнерго России отказаться не может и, напротив, намерено его наращивать, но заменяет при этом само техническое решение. «Это может быть достигнуто только на платформенном решении, в основе которого реализован автоматический или автоматизированный обмен данными, построена сервисная модель, а также пересмотрено нормативно-правовое регулирование, ориентированное на гибкость ЦП НЭП», — указал Шульгинов агентству ПРАЙМ.

В то же время в Минэнерго не стали вспоминать, что в мае 2017 года Счетная палата нашла много нарушений при создании системы ГИС ТЭК. Весьма парадоксально, что главная цель работы этой системы заключалась в том, чтобы бороться с нелегальным бизнесом и уходом от налогов.

В Счетной палате сообщали, что объем бюджетных средств, направленных ведомством на создание ГИС ТЭК в период 2014–2016 гг., составил 968,1 млн рублей. Обязанность по созданию ГИС ТЭК возложена на Российское энергетическое агентство (РЭА) Минэнерго. Несмотря на проведенную работу, финансирование в утвержденных объемах и планы по вводу информационной системы в 2016 году, ГИС ТЭК до настоящего времени (2017 год) в эксплуатацию не введена, подчеркивали в СП.

По данным СП, в 2014–2016 гг. из-за некачественного планирования расходов и срыва сроков создания системы на конец года образовывались значительные остатки неиспользованных средств. Так, по итогам 2014 г. остаток бюджетных средств составил 357 млн руб., или 69% выделенного объема средств, в 2015 г. — остаток составил более 10% от годового объема. Бюджетные средства в 271,9 млн руб. на эксплуатацию системы в 2016 г. по целевому назначению не использовались и в конце года в полном объеме были перераспределены, отмечалось в сообщении Счетной палаты.

Кроме того, РЭА не смогло провести закупочные процедуры. Участниками тендеров подавались многочисленные жалобы в ФАС на нарушение законодательства. Некачественное составление аукционной документации, а также ненадлежащая приемка привели к поставке оборудования, непригодного для создания информационной системы.

Например, при приемке системы хранения данных резервирующего контура стоимостью 70,5 млн руб. не было выявлено его несоответствие заявки. Указанное несоответствие было установлено только при проведении дополнительной экспертизы. Отсутствие соответствующего оборудования не позволяет обеспечить функционирование ГИС ТЭК в полном объеме, отмечала Счетная палата.

Данные нарушения привели к тому, что в сентябре 2020 года Басманный суд Москвы по ходатайству следствия отправил под арест заместителя министра энергетики РФ Анатолия Тихонова, обвиняемого в особо крупном мошенничестве. В Следственном комитете России уголовное дело, по которому был задержан замминистра, расследуется по факту хищения не менее 603 млн рублей, выделенных РЭА для создания информационной системы ГИС ТЭК. Причастными к хищению следствие в настоящее время считает непосредственно Тихонова, его советника Романа Рыжкова, а также вице-президентов АО «ЛАНИТ» Владимира Макарова и Виктора Серебрякова. Последние трое были арестованы Басманным судом на тот же срок, что и Тихонов.

В Минэнерго были перераспределены полномочия среди оставшихся заместителей. Программу ГИС ТЭК получил в свое ведение Евгений Грабчак.

"