Posted 10 февраля 2022,, 10:22

Published 10 февраля 2022,, 10:22

Modified 17 сентября 2022,, 07:07

Updated 17 сентября 2022,, 07:07

Кабмин спешит принять закон об увеличении доплат НПЗ по демпферу

10 февраля 2022, 10:22
В законопроекте предусмотрен рост компенсации нефтепереработчикам с 65% до 83%, а индикативная цена бензина и ДТ остается на текущем уровне

Правительство РФ хочет ускорить принятие законопроекта о корректировке параметров топливного демпфера — механизма, который предусматривает доплаты нефтяным компаниям за поставки на внутренний рынок при росте мировых цен на нефть. Соответствующий законопроект, который восполняет нефтяникам потери от продажи топлива на внутреннем рынке при росте цен на нефть, может быть одобрен сегодня, 10 февраля, на заседании правительства, а скорректированный механизм — заработать с 1 апреля, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в правительстве. По оценкам аналитиков, поправки могут увеличить выплаты нефтяным компаниям на 200–300 млрд рублей в зависимости от того, когда они вступят в силу.

По мнению источников газеты, законопроект может быть внесен в Госдуму на следующей неделе. Два собеседника сообщили, что в начале этой недели проект прошел одобрение комиссии по законопроектной деятельности правительства. В пресс-службе кабмина сказали, что «проект будет внесен в Госдуму после рассмотрения в установленном порядке на заседании». В Минфине и Минэнерго от комментариев отказались.

Демпферный механизм позволяет стабилизировать стоимость топлива на внутреннем рынке при скачках цен на нефть. НПЗ получают по нему компенсации из расчета 65% от разницы между экспортной ценой и индикативной (фиксированной) внутренней ценой топлива. Взамен НПЗ не должны допустить резкого роста оптовых цен, удерживая их в определенном коридоре.

Компенсации по демпферу, уточняет Forbes.ru, прекращают выплачивать, как только реальная оптовая цена превышает индикативную более чем на 10% для бензина и на 20% для дизельного топлива. Оптовые цены на топливо могут расти гораздо быстрее розничных, что ставит АЗС перед необходимостью работать с нулевой рентабельностью или в убыток.

Согласно проекту Минфина, индикативные цены на бензин и дизтопливо в демпфере сохранятся в 2022 году на прежнем уровне 55200 рублей и 52250 рублей за тонну соответственно. Размер компенсации вырастет с 65% до 83%. По словам собеседников газеты, проектом также предлагается сузить коридор действия для дизтоплива до 15%.

По словам источников, правительство и отрасль рассчитывают, что скорректированный демпфер заработает с 1 апреля, перед уходом НПЗ на весенние ремонты. В это время сезонно увеличивается спрос на топливо, что обычно приводит к существенному росту оптовых цен. Дополнительными фактором для роста цен на топливо может стать дальнейшее увеличение цен на нефть. Ранее планировалось, что поправки заработают только с 1 июля.

Из-за высоких цен на нефть размер демпфера стал весьма значительным, в январе, по оценке Reuters, он составит рекордные 120 млрд рублей. Партнер KPMG Виктория Тургенева оценила дополнительные выплаты за счет увеличения коэффициента компенсации в 200–300 млрд рублей в 2022 году в зависимости от того, когда поправки вступят в силу. По планам Минфина, компенсация бюджетных потерь от ожидаемых корректировок будет осуществляться паритетно за счет увеличения нагрузки на нефтедобытчиков и средств ФНБ. Эксперт напомнила, что изначально корректировка демпфера планировалась с января 2022 года, но сезонное снижение топливных цен позволило отложить этот вопрос.

"