Posted 2 февраля 2022,, 14:50

Published 2 февраля 2022,, 14:50

Modified 17 сентября 2022,, 07:05

Updated 17 сентября 2022,, 07:05

На налоговом маневре в нефтяной отрасли бюджет РФ вряд ли заработает

2 февраля 2022, 14:50
Налоговый маневр при ценах на нефть выше $65 за баррель нефти не приносит дополнительных доходов бюджету, посчитали в KPMG, — все вернется в виде обратного акциза нефтепереработчикам

При нынешних высоких ценах на нефть налоговый маневр в российской нефтяной отрасли не увеличит доходы бюджета, следует из обзора консалтинговой компании KPMG, с которым ознакомился «Коммерсант». По оценкам аналитиков, доходы бюджета от замены экспортной пошлины на нефть на НДПИ вернутся нефтепереработчикам путем выплат обратного акциза на нефть и демпфера, осуществляемых из бюджета из-за разницы внутренних и экспортных цен на нефтепродукты. Речь, разумеется, о ВИНКах — независимая добыча не получает компенсации из-за диспаритета внешних и внутренних цен на нефтепродукты, так как обычно не имеет перерабатывающих мощностей.

Налоговый маневр в нефтяной отрасли стартовал в 2019 году, нулевой экспортная пошлина должна стать к 2024-му. При ценах на нефть выше $65 за баррель, считают в KPMG, это не приносит дополнительных доходов бюджету. Аналитики консалтинговой компании констатируют, что до начала маневра в 2018 году субсидия внутреннему рынку, возникающая из-за существования экспортной пошлины на нефть, составляла $32 млрд. Из этой суммы бюджет получал только $9 млрд за счет экспортной пошлины на нефтепродукты, а остальное распределялось между НПЗ ($16 млрд) и потребителями ($7 млрд за счет снижения цен).

Налоговый маневр, поясняет «Коммерсант», заключался в том, чтобы в 2019–2024 годах постепенно снизить экспортную пошлину на нефть до нуля, увеличив на эквивалентную сумму налог на добычу нефти (НДПИ). В результате Минфин рассчитывал получить дополнительно не менее 1 трлн руб. Однако после резкого роста цен на топливо в 2018 году правительство ввело механизм топливного демпфера, который компенсировал нефтекомпаниям часть потерь за то, что они сдерживают оптовые цены.

В июне 2020 года замглавы Минфина Алексей Сазанов говорил Reuters, что при цене нефти $65 за баррель «эффективность маневра может быть близка к нулю, но при снижении цен на нефть, как это происходит сейчас (нефть тогда стоила около $40 за баррель) маневр — это мощная поддержка бюджета».

KPMG ожидает, что в 2024 году, когда экспортная пошлина на нефть обнулится, реальные доходы бюджета от маневра составят те же $9 млрд, что и пять лет назад (при цене нефти $65 за баррель и курсе 75 руб. за $1). Так, теперь бюджет соберет те $32 млрд в год, которые он недополучал от пошлины на нефть, идущей на внутренний рынок. Кроме того, было решено повысить налог на добычу нефти для выплаты демпфера (так называемый коэффициент абдт), что даст еще $5 млрд. Однако через обратный акциз $18 млрд будут возвращены в пользу НПЗ. Кроме того, 14 НПЗ, подписавшие инвестиционные соглашения с Минэнерго, получат дополнительные выплаты на модернизацию в $2 млрд. Субсидию по демпферу аналитики оценивают в $8 млрд в год (без учета будущих изменений), она позволит «удерживать цены на внутреннем рынке ниже экспортной альтернативы в рассмотренном сценарии».

Правительство сейчас обсуждает новое изменение демпфера, чтобы сдерживать цены на топливо при более высоких ценах на нефть. Однако, по мнению Дмитрий Маринченко из Fitch, в целом налоговый маневр и использование демпфера после всех модификаций не окажут существенного влияния на финансовое состояние компаний и чистые доходы государства, хотя неинтегрированные нефтедобывающие компании немного проиграют, так как демпфер будет профинансирован за счет роста налоговой нагрузки на добычу нефти.

"