Posted 22 мая 2020,, 11:11

Published 22 мая 2020,, 11:11

Modified 15 сентября 2022,, 20:52

Updated 15 сентября 2022,, 20:52

Пётр Шумилов, инженер на передовой

22 мая 2020, 11:11
Пётр Павлович Шумилов вошел в историю как изобретатель турбобура с многоступенчатой турбиной и реактивного противотанкового гранатомёта

Пётр Павлович Шумилов вошел в историю нефтяного дела как изобретатель турбобура с многоступенчатой турбиной. Во время войны он рвался на фронт, но ему было категорически отказано. Тогда Пётр Шумилов сосредоточился на военных разработках. За полгода он разработал и довел до полигонных испытаний новое реактивное противотанковое оружие индивидуального применения. Гениальный изобретатель сам стрелял на полигоне из опытного образца, в котором оказался роковой дефект. Его жизнь трагически оборвалась…

Выпускник физико-механического факультета МГУ Пётр Шумилов в 1927 году поступил на работу в Государственный исследовательский нефтяной институт (ГИНИ) и почти сразу увлекся идеей турбинного бурения. И не случайно: советская нефтяная промышленность выходила на большие глубины бурения, а качественных труб катастрофически не хватало. Выход подсказала инженерная мысль.

При традиционном роторном способе бурения мощный буровой станок (ротор), устанавливаемый на земной поверхности, вращал колонну бурильных труб с закрепленным на ней долотом. А что если не вращать всю колонну, общий вес которой мог составлять десятки тонн, а найти такое техническое решение, чтобы бурить с помощью специального оборудования, установленного непосредственно на глубине, то есть на забое?! Так появилась идея турбинного бурения, когда к нижней части бурильных труб крепилась специальная турбина, которая должна была обеспечивать вращение долота, — знаменитый турбобур.

Идея турбинного бурения возникла еще в конце XIX века, но тогда нефтяная отрасль оказалась не готова к ее реализации. Первый промышленный образец турбобура был разработан в 1922–1923 годах под руководством заместителя начальника технического бюро треста «Азнефть» Матвея Капелюшникова, именем которого и была названа предложенная модель турбобура. В 1924 году турбобуром была пробурена первая скважина в Баку. Однако из-за конструктивных особенностей новый инструмент не получил широкого распространения. Главная «недоработка» заключалась в одноступенчатой турбине, через которую жидкость с частицами разбуриваемых пород протекала со слишком большой скоростью, что приводило к очень быстрой сработке лопаток турбины. В результате турбобур проигрывал ротору.

Прорыв удалось совершить в 1934–1939 годах, когда инженеры под руководством Петра Шумилова предложили новый турбобур, принципиально отличающийся от варианта Капелюшникова.

В этом турбобуре была предусмотрена специально разработанная многоступенчатая турбина, в которой число ступеней доходило до 100–150, что позволяло увеличить мощность турбобура и снизить частоту вращения турбины.

Чтобы реализовать свою идею, Пётр Шумилов уехал из Москвы в Баку, где стал научным руководителем экспериментальной конторы турбинного бурения (ЭКТБ). К 1941 году здесь были созданы работоспособные конструкции турбобуров, пробурены десятки глубоких скважин, а также одна наклонно направленная. Широкое распространение турбобур получил в годы войны, чему не в последнюю очередь способствовали военные технологии. Так, например, в нефтяной промышленности стали использоваться танковые двигатели В2-300, на базе которых были созданы силовые агрегаты, позволившие применить турбинное бурение в широких промышленных масштабах.

Когда началась война, 40-летний Шумилов пытался уйти добровольцем на фронт.

Но ценному инженеру запретили даже думать об этом. Производственную контору турбинного бурения, где он работал, перевели в Краснокамск Пермской области, а Шумилову поручили конструирование нового вида противотанкового оружия. Он вошел в специальную группу, разрабатывавшую первый советский реактивный гранатомет СГ-82 (аналог немецкого Panzerfaust, принят на вооружение в 1944 году). При проведении ранних испытаний летом 1942 года из-за взрыва пороховой камеры гранаты Пётр Шумилов получил тяжелые ранения и через две недели скончался в больнице.

В некрологе 19 августа 1942 года газета «Правда» писала: «Исключительным качеством тов. Шумилова была способность заражать своим энтузиазмом, передавать свою непреклонную веру в торжество любимого дела всем, кто с ним работал, — от инженера до рабочего. Он создал коллектив инженеров-энтузиастов… При проведении испытательных работ, взяв на себя всю полноту риска и тем самым оградив от нелепой случайности других, погиб, как солдат на передовой».

Пётр Шумилов был награжден орденом Ленина, трижды удостоен Сталинской премии — за создание многоступенчатого безредукторного турбобура и посмертно за разработку метода наклонного бурения скважин и создание нового вооружения.

"