Posted 31 мая 2011,, 06:44

Published 31 мая 2011,, 06:44

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Дефицит бензина победит национализация

31 мая 2011, 06:44
Призрак топливного кризиса все еще бродит по стране Независимая газета Анастасия Башкатова Призрак бензинового кризиса все еще бродит по стране. Тувинский бензиновый шок может повториться в Петербурге, Иркутской области, Бурятии, Приморье. Для борьбы с топливным дефицитом Владимир Путин продлил действие повышенных экспортных пошлин до 1 июля.

Призрак топливного кризиса все еще бродит по стране

Анастасия Башкатова

Призрак бензинового кризиса все еще бродит по стране. Тувинский бензиновый шок может повториться в Петербурге, Иркутской области, Бурятии, Приморье. Для борьбы с топливным дефицитом Владимир Путин продлил действие повышенных экспортных пошлин до 1 июля. А в Минэнерго заговорили о необходимости национализировать в интересах независимых производителей крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).

Бензиновое напряжение до сих пор сохраняется во многих субъектах РФ, хотя местные власти не торопятся признавать у себя наличие бензиновых проблем. Дальневосточный полпред Виктор Ишаев вчера уверил: "Ситуация с дефицитом топлива, которая сложилась в ряде регионов страны, на Дальнем Востоке повториться не может".

Чуть ранее об этом же говорил губернатор Приморья Сергей Дарькин: "На территории Приморского края на всех автозаправках есть топливо. Запасы у предприятий существенные". Дарькин пообещал, что если независимые поставщики в Приморье все-таки начнут ощущать дискомфорт, тогда местные власти займутся расширением по всему краю сети АЗС крупных поставщиков бензина.

Однако, судя по сводкам СМИ, ситуация в Приморье уже сейчас оказалась некомфортной как для независимых поставщиков, так и для автомобилистов. Дальний Восток близок к топливному кризису тувинского масштаба – сообщала на прошлой неделе Gazeta.ru со ссылкой на приморское агентство PrimaMedia. С ряда АЗС из свободной продажи исчез бензин всех марок, за моторным топливом выстраивались очереди.

Проблемы наблюдались и в других регионах. В Санкт-Петербурге на прошлой неделе бензин подорожал на 1–2 рубля, передают РИА Новости. При этом на форумах и в блогах водители говорили уже о настоящем ажиотаже и о продаже бензина по талонам. Однако местное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) поспешило опровергнуть эти панические сообщения.

По-прежнему тревожная ситуация наблюдается в Бурятии. "Независимые АЗС почти прекратили работу, поскольку главный поставщик топлива республики в несколько раз сократил им поставки", – сообщало на прошлой неделе информационное агентство БМК. И здесь местное управление ФАС снова постаралось сбить панику.

В Иркутской области в очередях на заправках скапливались десятки автомобилей. Бензин за месяц подорожал почти на 5 руб., иногда его отпускали только корпоративным клиентам. В связи с этим иркутские активисты запланировали на 3 июня акцию протеста против подорожания и исчезновения бензина. Но УФАС нарушений антимонопольного законодательства в области не обнаружило. А уже вчера глава региона Дмитрий Мезенцев отчитался, что на выходных в область поступила от крупной нефтекомпании партия бензина для независимых операторов.

Региональные новости подкрепляются официальными статистическими сводками. В пятницу Росстат отрапортовал, что за неделю с 16 по 22 мая рост средних цен на бензин был зарегистрирован в 68 центрах субъектов РФ. Самое ощутимое подорожание произошло в Чите – примерно на 7%.

Несмотря на все усилия, властям пока не удается отрегулировать внутренний рынок. Напомним, когда весной разразился бензиновый кризис, правительство обвинило в нем крупных нефтяников, которые монопольно завышали цены и участвовали в сговорах против своих конкурентов – независимых оптовиков. Чтобы поставить монополистов на место, правительство попыталось сдерживать цены административными методами. Так, например, в Туве, где бензин дорожал до 50 руб. за литр, была установлена фиксированная цена в 26 руб. за литр.

Пока же нефтяников решили атаковать по всем фронтам. Глава ФАС Игорь Артемьев в эфире "РБК ТВ" обвинил нефтяных монополистов в шантаже правительства. ФАС намерена "применить все свои полномочия, для того чтобы прекратить это хулиганство". На данный момент ведомство уже возбудило дела в 52 регионах.

Минэнерго, в свою очередь, выступило с предложением национализировать НПЗ для независимых производителей в европейской части России. Такая национализация должна создать конкуренцию.

Однако эксперты не питают иллюзий насчет этих инициатив. Как указал "НГ" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, до полного разрешения бензиновой проблемы в России еще далеко, во многих регионах сохраняется "бензиновое напряжение": "Запасы, которые были у трейдеров, уже все исчерпаны, и их надо восполнять. В тех регионах, где в оптовом звене нет полноценного рынка и где присутствует одна нефтяная компания, ситуация для независимых трейдеров остается сложной. А независимых розничных трейдеров в стране больше половины".

Между тем Аркуша не уверен, что предложение Минэнерго национализировать НПЗ даст положительный результат в обозримой перспективе. Это правильная идея, говорит он, однако пока остается много других нерешенных вопросов. Основная проблема в том, что в России нет свободного рынка нефти, считает Аркуша.

"Государство прямо или косвенно является владельцем крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и имеет гораздо более непосредственные инструменты для управления ценами на внутреннем рынке, чем экспортные пошлины", – говорит директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса "Рено Тракс Восток" Алексей Шарапанюк. Инициативу же Минэнерго эксперт оценил в целом положительно: "Дополнительный завод – это прекрасно". Однако, продолжает Шарапанюк, ждать несколько лет реализации проекта невозможно, "ситуация меняется гораздо быстрее, и решения нужны более оперативные". Согласился с такой оценкой и старший аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин. По его словам, "целесообразнее было бы снижать акцизы, если нефть стоит более 100 долларов за баррель". Такое предложение озвучивалось, но оказалось более сложным для проработки, чем повышение налогов на нефтяников.

Чтобы избежать фундаментальной причины текущего бензинового кризиса, необходимо развивать рыночное ценообразование. "Для этого надо наладить независимую от ВИНК добычу и переработку и повысить информационную прозрачность отрасли", – перечисляет эксперт.

"