Posted 31 марта 2010,, 07:20

Published 31 марта 2010,, 07:20

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

Бензин в опасности

31 марта 2010, 07:20
Под знаменем экологизма в Россию приходят неоднозначные технологии ИЗВЕСТИЯ Иван Клименков На рынке экологически значимого продукта—высокооктановых присадок к автомобильным бензинам — конкурентную борьбу могут выиграть далеко не "зеленые" игроки. Российские НПЗ не в состоянии быстро перейти на производство бензинов с октановым числом 98 и выше.
Сюжет
Евро-3

Под знаменем экологизма в Россию приходят неоднозначные технологии

Иван Клименков

На рынке экологически значимого продукта—высокооктановых присадок к автомобильным бензинам — конкурентную борьбу могут выиграть далеко не "зеленые" игроки.

Российские НПЗ не в состоянии быстро перейти на производство бензинов с октановым числом 98 и выше. Это показал вынужденный сдвиг перехода на стандарт Евро-3 с 2008 на 2011 год. Видимо, то же самое произойдет с переходом на Евро-4, который пока планируется на 2012 год. Отсюда острая потребность НПЗ в присадках, которые способны повысить октановое число.

Когда потребителю предлагают за 1000 рублей перевести тонну бензина А-76 в А-92, при том что разница в розничной цене А-76 и А-92 составляет около 2500 рублей за тонну, — это не рекламный фокус. Присадка под названием монометиланилин (ММА) действительно позволяет поднимать октановое число бензина сразу на несколько единиц. В результате топливо, на котором не всякий автобус дотянет до конечной, можно предлагать для заправки частных автомобилей, потому что по октановому числу полученный бензин будет отвечать стандарт).

Выгоды для продавца бензина понятны. Выигрыш для владельцев автомобилей, которым зальют такое топливо в бак, гораздо менее очевиден. Вовсе не случайно добавление ММА в бензин, разливаемый на фирменных АЗС, категорически не допускают такие мировые бренды, как ВР и Neste, отечественный "ЛУКОЙЛ". Демонизировать монометиланилин, как это происходит на форумах автолюбителей, наверное, не следует. Продукт допущен ГОСТом, стандарты Евро-3 и Евро-4 тоже в принципе позволяют добавку ММА Однако "легкость необыкновенная", с которой подпрыгивает октановое число бензина при использовании ММА, провоцирует на манипуляции с этой присадкой.

Уже в сетевых объявлениях о продаже ММА можно обнаружить откровенные попытки дезориентировать покупателя. Продавцы разъясняют: ММА неограниченно растворим в бензине, при этом не влияет на его физико-химические свойства. Иначе говоря, лейте сколько нужно, кашу маслом не испортишь. Но законы химии не согласуются с правилами маркетинга.

Во-первых, бензины обладают разной восприимчивостью к антиденотационным присадкам, к которым относится и ММА. Технически неграмотное применение присадок к тому или иному сорту бензина даст обратный эффект. Во-вторых, на самом деле ММА как раз заметно меняет физико-химические характеристики бензина — после смешивания бензин в значительной степени теряет нормальную устойчивость к свету и кислороду. Поэтому отмерять ММА, отважившись на его использование, требуется крайне тщательно. В частности, если добавить ММА в бензин сверх рекомендованных 1,3—1,5%, отложение смол на частях двигателя, которое и без того вызывает постоянную настороженность потребителей в отношении ММА, просто убьет мотор.

Настороженность мировых грандов в отношении ММА объясняется еще одним широко известным обстоятельством — эта присадка высокотоксична. Потребительские претензии по самым ничтожным поводам — повседневная реальность развитых стран. А когда речь идет о химическом соединении, которое даже в Объединении российских автопроизводителей охарактеризовали как страшный яд, а в экологических организациях называют не иначе как

межзвездной заразой (свободный природный метилен обнаружен исключительно в кометах), легко поплатиться не только репутацией, но и прибылями. Вот почему в Европе новых производств ММА больше не строят.

В России же экологические стандарты, как всегда, запаздывают с внедрением. Например, присадки к моторным топливам, содержавшие тетраметилсвинец или тетраэтилсвинец, у нас официально запретили только в 2003 году. Поиск замены и привел отечественных производителей к идее, которая очень похожа на размен шила на мыло. В России стало расширяться производство .ММА (Волжск, Нижнекамск, Дзержинск), которое как раз начали сворачивать в Европе. К концу 2010 года объем российского производства ММА увеличится еще на 30 тысяч тонн. Рентабельность выпуска ММА на фоне слабости экологических организаций в стране открывает дорогу дальнейшему расширению производства, которое из развитых стран планомерно выдавливается в третий мир.

Рынок присадок становится все более перспективным и высококонкурентным. На нем наряду с ММА активно действуют и МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), и альтернативы на основе биоэтанола. Разумеется, каждый производитель будет претендовать на то, что его добавка — "философский камень", обращающий низкокачественный бензин в бензин высокого передела. Однако пока некоторые из присадок, чья прямая миссия — оздоравливать, а не загрязнять, скорее напоминают радий и полоний, которые их открыватели — супруги Кюри — наивно носили в своей одежде. Единственный для потребителя способ навести порядок на рынке — относиться к содержимому своего бензобака также ревностно, как к содержимому карманов.

"