Posted 31 марта 2008,, 07:09

Published 31 марта 2008,, 07:09

Modified 20 августа 2022,, 21:14

Updated 20 августа 2022,, 21:14

Грядут перемены

31 марта 2008, 07:09
На бункерном рынке Новороссийского порта ожидается смена лидера Специализированный бункеровочный комплекс проектной мощностью 648 тыс. твг, введенный в эксплуатацию прошлым летом ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), заметно изменил инфраструктуру местного рынка судового топлива. Терминал позволил оптимизировать процесс бункеровки и повысить его экологическую безопасность, поэтому он привлек большинство местных бункерных компаний, отказавшихся от прежних схем поставки и перевалки нефтепродуктов.

На бункерном рынке Новороссийского порта ожидается смена лидера

Специализированный бункеровочный комплекс проектной мощностью 648 тыс. твг, введенный в эксплуатацию прошлым летом ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), заметно изменил инфраструктуру местного рынка судового топлива. Терминал позволил оптимизировать процесс бункеровки и повысить его экологическую безопасность, поэтому он привлек большинство местных бункерных компаний, отказавшихся от прежних схем поставки и перевалки нефтепродуктов.

Потребность в новых мощностях для бункеровки НМТП связывает с осуществляемыми в порту инвестиционными проектами, которые увеличат число судозаходов в Новороссийск и, соответственно, спрос на бункер. К 2009 году НМТП планирует утроить собственные продажи через новый терминал (с прошлогодних 157,5 тыс. до 445 тыс. тонн), а долю на бункерном рынке Новороссийска увеличить с 13,7% до 40%.

Однако нынешний год может внести в эти планы существенные коррективы, ускорив рост собственных продаж НМТП. По данным «НиК», компания «БСС-Бункер» — многолетний лидер местного бункерного рынка (в последние годы обеспечивала от 55% до 70% продаж судового топлива) — с января прекратила работу на причалах «Черномортранснефти», потеряв более половины грузооборота. Не исключено, что эти объемы достанутся НМТП.

Емкость бункерного рынка Новороссийского порта колеблется в пределах 0,8-1,1 млн твг Более точно оценить ее затруднительно: часть судового топлива из Новороссийска поставляется в близлежащие порты Азово-Черноморского бассейна (Темрюк, Керчь, Кавказ), что нередко приводит к расхождению статистических данных по объемам продаж. До 90% реализуемого в Новороссийске бункера приходится на мазут, остальные 10% — дизтопливо.

Несмотря на то что Новороссийск является крупнейшим морским портом России и пятым по грузообороту в Европе, по объемам продаж судового топлива он вдвое уступает порту Санкт-Петербург (за 7 месяцев 2007 года — около 1,3 млн тонн).

Менее половины от общего числа судов, заходящих в Цемесскую бухту, заправляются топливом в порту (по данным ОАО «НМТП», в год на 5 тысяч судозаходов приходится около 2 тысяч бункеровок). Так, например, танкерное пароходство «Новошип» из закупленных в 2006 году 113, 6 тыс. тонн бункера лишь 19,6 тыс. тонн (17%) приобрел по месту прописки, а в 2007 году, по предварительным данным, всего 9,1 тыс. тонн (8%). При этом значительную часть потенциального рынка судового топлива Новороссийск уступает зарубежным портам на Черном море, прежде всего турецким. Кстати, около 40% объемов бункеровки крупнейших портов Турции обеспечивает подразделение российского «ЛУКОЙЛа».

Относительно невысокие объемы продаж судового топлива в Новороссийске, на наш взгляд, были отчасти обусловлены не слишком удобной для потребителя инфраструктурой местного бункерного сервиса. У ОАО «НМТП» — крупнейшей стивидорной компании порта, «дочки» которой обеспечивают более 95% его грузооборота, до недавних пор не было ни специализированного причала, ни резервуарного парка, ни трубопроводов, предназначенных для целей бункеровки. Несмотря на наличие у ОАО «НМТП» крупнейшего в Новороссийске бункерного флота, до последнего времени основная доля бункеровки в порту выполнялась ООО «БСС-Бункер» в бухте Шесхарис через инфраструктуру одноименной нефтебазы «Черномортранснефти», не входящей в структуру ОАО «НМТП». На остальные компании, в том числе НМТП, приходилось менее половины бункерного рынка порта.

Лидер сдает позиции?

По данным ОАО «НМТП», объемы продаж «БСС-Бункера» в 2007 году составили 400 тыс. твг (в декабре другие источники «НиК» в неофициальной беседе приводили более внушительные цифры — около 60 тыс. тонн в месяц, или более 700 тыс. твг). Достичь таких результатов компании позволяли особые отношения с «Черномортранснефтью», через терминал которой перегружается ежегодно около 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов (свыше 60% всего грузооборота порта). «БСС-Бункер» пользовался услугами сливной эстакады и резервуарного парка нефтебазы Грушовая, откуда судовое топливо подается по трубопроводам к причалам и непосредственно на суда, стоящие под погрузкой. Кроме того, заправка судов производится с танкера-бункеровщика «Марица», владельцем которого, по имеющейся информации, является подконтрольное «БСС-Бункеру» ООО «Эра». Как сообщил «НиК» капитан морского порта Новороссийск Павел Захарченко, в 2007 году через компанию «Эра» было реализовано 101,6 тыс. тонн бункерного топлива (в том числе 98,3 тыс. тонн мазута).

Чем было обусловлено привилегированное положение «БСС-Бункера»? Компания была учреждена в июне 2001 года как 100%-ная «дочка» ООО «Черноморская компания по обслуживанию судоходных предприятий» (в английской транскрипции Black Sea Service — BSS). В настоящее время единственным владельцем «Черноморской компании» является кипрский офшор — Despro Ltd. Но примерно до начала 2007 года 6596 долей «Черноморской компании» владела зарегистрированная в Великобритании частная компания Transneft UK Ltd., которая до декабря 2005 года числилась в списке аффилированных лиц «Транснефти».

Еще раньше, по состоянию на середину 2000 года, «Черноморская компания», по некоторым данным, была «дочкой» компании LUKtrans Shipping, очевидно, входящей в группу «ЛУКОЙЛ». В этом качестве BSS заключила с «Транснефтью» контракт, по которому стала ее транспортным оператором. В частности, в качестве коммерческого агента «Черномортранснефти» BSS занималась приемкой, хранением и отпуском нефтепродуктов, прибывающих на станцию Грушовая в адрес одноименной нефтебазы «Транснефти». По словам бывшего председателя правления BSS Юрия Герман-Шахлы, в 2001-02 годах компания по указанию «Транснефти» участвовала в создании инфраструктуры нефтепорта Приморск (кстати, в настоящее время «дочка» BSS — ЗАО «Морпортсервис» арендует гидротехнические сооружения порта).

Успешному бизнесу BSS, несомненно, способствовало хорошее знание специфики местного рынка. Упомянутый Юрий Герман-Шахлы до 1995 года был вице-президентом Новороссийского морского пароходства (ныне «Новошип»), затем возглавлял управление морского и речного транспорта «ЛУКОЙЛа» и судоходную компанию LUKtrans Shipping.

Таким образом, можно предположить, что лидерство «БСС-Бункера» на бункерном рынке Новороссийска было предопределено тесными связями компании с «Транснефтью», располагающей в нефтерайоне Шесхарис развитой инфраструктурой, и «ЛУКОЙЛом» — крупнейшим клиентом нефтепорта. Вместе с тем, хотя инфраструктура Шесхариса до последнего времени оставалась в распоряжении «БСС-Бункера», формально компания, видимо, уже не связана имущественными отношениями с «Транснефтью». В такой ситуации лидерство БСС не выглядело столь незыблемым, особенно после недавней смены топ-менеджмента «Транснефти» (см. «Нефтяной генерал» в «НиК» №11, 2007 г.). И это подтвердилось в начале 2008 года. По данным нескольких источников, с января «БСС-Бункер» не заправляет суда на Шесхарисе из трубопровода, потеряв как минимум 20-25 тыс. тонн объема бункеровки в месяц.

На четверых

Оставшаяся часть бункерного рынка Новороссийска поделена между четырьмя компаниями, которые в прошлом году перевалили вместе более 420 тыс. тонн бункера. Из этой четверки выделяются два оператора, чей оборот превышает 100 тыс. твг — ОАО «Флот НМТП», входящее в холдинг НМТП, и «Черноморская буксирная компания» (ЧБК). «Флот НМТП», как уже говорилось, располагает крупнейшей в Новороссийском порту бункерной флотилией. Как сообщил «НиК» заместитель директора компании по маркетингу и коммерции Игорь Заика, в настоящее время она насчитывает 5 судов, из которых постоянно работают 4 — «Инженер Потурнак» и «Инженер Читанава» грузоподъемностью по 3 тыс. тонн, «Двина» (1,5 тыс. тонн) и «Масловоз-1» (650 тонн). «Флот НМТП» сам занимается бункеровкой, а также обслуживает другие бункерные компании порта по договору баржинга. В 2005 году компания вдвое увеличила объемы бункеровки по сравнению с 2004-м — с 70 тыс. тонн до 148 тыс. тонн. Этого удалось достичь за счет ввода двух новых бункеровщиков, а также оптимизации схем доставки нефтепродуктов в Новороссийский порт (на входящий в группу НМТП терминал «Импортпищепром»). Однако запланированный на 2006 год дальнейший рост перевалки «за счет расширения крута клиентов и поставщиков» был достигнут только по итогам прошлого года, когда «Флот» продал 157,5 тыс. тонн судового топлива, в том числе 130,8 тыс. тонн мазута.

«Черноморская буксирная компания», учрежденная в 1997 году частными лицами, по данным «НиК», осуществляет продажи судового топлива через ООО «Балт-Марин», в распоряжении которого имеются суда-бункеровщики «Инженер Чертков» и «Джульетта» грузоподъемностью по 3,3 тыс. тонн. Операции по бункеровке ЧБК до лета прошлого года вела в основном через причалы Геопорта, ФГУП «НУ АСПТР», «Комбината «Стройкомплект» и «НУТЭП». В 2007 году объем бункерных продаж «Балт-Марин» составил 137 тыс. тонн (в т. ч. 124,5 тыс. тонн мазута).

Сравнительно недавно бункеровкой в порту занялась группа компаний «Дело»: созданная в 1993 году в Новороссийске и одно время бывшая крупным акционером НМТП. Сегодня она базируется в Москве. Однако на исторической родине «Делу» принадлежит Кирилловская нефтебаза (ООО «Новороснефтесервис»), с которой осуществляются поставки, в т. ч. судового топлива, в порты Новороссийск, Темрюк и Геленджик Входящее в группу ООО «ТрансОйлСервис», специализирующееся на бункеровке, последнее время демонстрирует хорошую динамику: в 2006 году оно вдвое увеличило объемы продаж — с 36,7 тыс. до 71 тыс. тонн, а в минувшем году продала почти 79 тыс. тонн бункера. В собственности «ТрансОйлСервиса» находится танкер-бункеровщик «Мелани» грузоподъемностью 3 тыс. тонн.

Еще один заметный игрок местного бункерного рынка — группа «Трансбункер», один из крупнейших физических поставщиков бункера в СНГ. Основной бизнес «Трансбункера» традиционно сосредоточен на Дальнем Востоке, в последнее время он активно развивается в портах Украины и в Санкт-Петербурге, где компания намерена занять 30% бункерного рынка (см. «Кировский завод приобщился к «нефтянке» в «НиК» №9, 2006 г.). В октябре 2006 года «Трансбункер» заявил о планах строительства крупнейшего на Черном море бункерного комплекса мощностью до 1,5 млн твг в порту Тамань. Пока же в распоряжении черноморского подразделения компании находятся бункеровщики «Трансбункер» (3,3 тыс. тонн) и «Прометей» (1,6 тыс. тонн). По данным капитана порта Новороссийск, в 2007 году компания продала здесь около 47 тыс. тонн судового топлива, включая 41,7 тыс. тонн мазута.

По новой схеме

В конце августа прошлого года ОАО «НМТП» ввело в эксплуатацию специализированный бункеровочный комплекс, что по планам инвесторов должно изменить ситуацию на бункерном рынке Новороссийска в пользу холдинга. Собственником нового комплекса стало ОАО «ИПП» (бывший «Импортпищепром») — «дочка» НМТП, специализирующаяся на перевалке жидких грузов на причалах 26 и 27. В частности, с 2003 года ИПП эксплуатирует нефтеналивной терминал, отправляя на экспорт 4,5 млн твг дизельного топлива.

Подготовка и реализация бункерного проекта заняла два года, холдинг инвестировал в его строительство $12,9 млн. Проектировал объект институт «Кубаньпромстрой-проект», уже имевший опыт проектирования подобных терминалов (в том числе комплекса по перевалке мазута на экспорт в Мурманске). Комплекс строился с учетом повышенной сейсмичности региона и рассчитан на землетрясение в 9 баллов по шкале Рихтера.

Проектная мощность комплекса — 600 тыс. твг мазута и 48 тыс. твг дизельного топлива. В состав объекта входят два резервуара для мазута по 5 тыс. м3 и один — для дизтоплива (на 1 тыс. м3), сливная железнодорожная эстакада на 12 вагоноцистерн, насосная станция и технологические трубопроводы. В рамках проекта также проведена реконструкция причалов 2бА, 26, 27. Комплекс оснащен оборудованием для разогрева и слива нефтепродуктов, системой автоматики, обеспечивающей постоянный контроль технологического оборудования, автоматическими средствами пожаротушения. Применяемая технология полностью исключает обводнение мазута при разогреве. Предусмотрен многоступенчатый лабораторный контроль качества продукта: при сливе из вагона, при нахождении в резервуаре; кроме того, при поставке топлива на судно через каждые 10-15 минут блоком измерения качества ведется автоматический отбор проб.

Налив танкеров-бункеровщиков осуществляется на причале 2бА. Кроме того, производится бункеровка «по трубе» судов, стоящих под погрузкой на соседних причалах 26 и 27. Главным преимуществом нового терминала является как раз возможность трубопроводной доставки топлива непосредственно на причал по прямой схеме резервуарный парк — судно.

Ранее «Флот НМТП», как и большинство других бункерных компаний Новороссийска, работал по так называемым временным схемам, предполагавшим использование автоцистерн для доставки нефтепродуктов на суда-бункеровщики. Такая практика была связана с рисками аварийных разливов, выбросов паров разогретого мазута, возгорания автоцистерн и бункеровщиков. Введение «закрытой» схемы перевалки повысило экологическую безопасность операций и, кроме того, значительно ускорило процесс бункеровки. В результате во второй половине 2007 года НМТП по технологии перевалки ни в чем не уступал лидеру рынка — «БСС-Бункеру».

Предполагается, что отказ от использования автотранспорта снизит стоимость топлива как для бункерных компаний, так и для судовладельцев. В частности, как сообщили «НиК» в ОАО «НМТП», для бункерных компаний снижение цены составляет до 450 рублей за тонну.

В одиночку не справиться

Несмотря на очевидные преимущества нового терминала, вывести его на проектную мощность в ближайшее время будет непросто. Видимо, не случайно в планы инвесторов по использованию новых мощностей были внесены коррективы. На первых стадиях проекта предполагалось, что комплексом будет пользоваться в первую очередь «дочка» холдинга — «Флот НМТП». Так, весной 2007 года гендиректор ОАО «НМТП» Игорь Вилинов говорил о том, что реализация проекта позволит «Флоту НМТП» уже по итогам года довести продажи бункера до 600 тыс. тонн, тем самым увеличив свою долю на рынке порта Новороссийск до 60% (см. «Планы на будущее»). После завершения строительства руководство НМТП скорректировало эти расчеты, заявив, что общего объема продаж в 600 тыс. тонн холдинг планирует достичь лишь к 2009 году, что позволит ему увеличить свою долю на рынке с 13,7% до 40%. При этом, согласно нынешним планам, с 2009 по 2011 год объемы перевалки на терминале останутся неизменными — 400 тыс. твг мазута и 45 тыс. твг дизельного топлива.

Пока же, как сообщили «НиК» в НМТП, в прошлом году через новый комплекс было перевалено в общей сложности более 309 тыс. тонн бункера (283,2 тыс. тонн мазута и 26 тыс. тонн дизтоплива).

Игорь Заика в декабре сообщил «НиК», что с вводом новых мощностей его компания в перспективе увеличит объемы бункеровки, однако отказался назвать конкретные цифры, ограничившись замечанием «практика покажет». Очевидно, однако, что одному лишь «Флоту НМТП» загрузить новый комплекс не под силу. Отметим, что запланированное ранее компанией на 2007 год увеличение объемов бункеровки до 204,7 тыс. тонн, как и планы предыдущего года, не было реализовано. Хотя сегодня все объемы продаваемого «Флотом» бункера переваливаются через новый терминал, по итогам 2007 года собственные продажи, по сравнению с уровнем предыдущего года, выросли незначительно — до 157,5 тыс. тонн. Таким образом, почти половину объемов перевалки нового терминала обеспечили другие бункерные компании Новороссийска.

Примечательно, что сегодня в НМТП уже не говорят о намерении холдинга увеличивать объемы продаж бункера исключительно силами собственного подразделения. Как сообщили «НиК» представители холдинга, новый комплекс «не будет создавать конкуренцию бункерным компаниям, а предназначен прежде всего для удовлетворения их потребностей в нефтепродуктах».

По словам Игоря Заики, сегодня наряду с «Флотом НМТП» услугами комплекса пользуются «почти все» бункерные компании, работающие в Новороссийске. В частности, с лета 2007 года налив бункеровщиков ООО «ЧБК» осуществляется только на терминале НМТП. Очевидно, что доставка нефтепродуктов на причал по трубе для бункерных компаний предпочтительнее, поскольку, как отмечалось выше, позволяет оптимизировать процесс бункеровки и исключить расходы на автотранспорт.

Будущее еще не написано

В число компаний, пользующихся услугами нового комплекса НМТП, в минувшем году, вполне естественно, не входил «БСС-Бункер», который имел доступ к инфраструктуре нефтегавани Шесхарис. Остальные же компании даже в случае полного отказа от прежних схем бункеровки пока не в состоянии общими усилиями обеспечить полную загрузку нового перевалочного комплекса. Хотя, как отметили в ОАО «НМТП», поскольку из Новороссийска судовое топливо поставляется также в порты Туапсе, Кавказ, Темрюк и на Украину, местные бункерные компании «имеют соответствующий потенциал до 600 тыс. твг».

Ситуация кардинально изменится, если нынешнее отлучение «БСС-Бункера» от трубопроводной инфраструктуры Шесхариса будет сопровождаться прекращением бункеровки судов на терминале «Черномортранснефти». В этом случае часть клиентуры «БСС-Бункера», очевидно, воспользуется альтернативным предложением на терминале НМТП. Однако представляется маловероятным, что «дочка» «Транснефти» откажется от лакомого куска бункерного рынка: скорее, «БСС-Бункер» сменит на Шесхарисе другая компания, либо принадлежащая «Транснефти», либо лояльная ее новому руководству.

Вместе с тем нельзя исключить, что прекращение работы «БСС-Бункера» на Шесхарисе как-то связано с появлением собственной бункерной базы у конкурентов.

Означает ли нынешняя ситуация начало коренного передела местного бункерного рынка в пользу ОАО «НМТП», или на смену «БСС-Бункера» в Шесхарисе придет другой лидер, станет ясно в ближайшие месяцы. Так или иначе, исход борьбы за лидерство на новороссийском рынке судового топлива, на наш взгляд, будет предопределен тем, на каком из терминалов бункерные компании предложат судовладельцам наиболее конкурентоспособные цены.

"