Posted 31 марта 2004,, 13:05

Published 31 марта 2004,, 13:05

Modified 16 августа 2022,, 21:39

Updated 16 августа 2022,, 21:39

Без альтернативы

31 марта 2004, 13:05
"ЮКОС" и "РЖД" подписали соглашение по перевозкам нефти в Китай В субботу "ЮКОС" и "РЖД" подписали соглашение по объемам перевозок нефти в направлении Китая. Соглашением предусмотрено значительное увеличение в ближайшие годы поставок нефтяной компании по железной дороге в восточном направлении. В 2004 г.
Сюжет
Китай

"ЮКОС" и "РЖД" подписали соглашение по перевозкам нефти в Китай

В субботу "ЮКОС" и "РЖД" подписали соглашение по объемам перевозок нефти в направлении Китая. Соглашением предусмотрено значительное увеличение в ближайшие годы поставок нефтяной компании по железной дороге в восточном направлении.

В 2004 г. "ЮКОС" планирует увеличить добычу нефти по сравнению с 2003 г. примерно на 11,4% (9,2 млн тонн) - до 90 млн тонн. Основную часть прироста планируется реализовать на внешних рынках. Ожидается, что поставки нефти за рубеж компанией в этом году вырастут на 15,7% (6,8 млн тонн) по сравнению с прошлым годом и составят 49,9 млн тонн. Причем, в распределении этого прироста нефти главным станет китайское направление. Поставки туда вырастут на 3,8 млн тонн.

В соответствии с подписанным между "ЮКОСом" и РЖД соглашением, всего в 2004 г. в Китай будет отправлено по российским железным дорогам 6,4 млн тонн сырья (по сравнению с 2,6 млн тонн в 2003 г.), в 2005 г. - 8,5 млн тонн, в 2006 г. - 15 млн тонн. По словам главы РЖД Геннадия Фадеева, после 2007 г. перевозки нефти компании будут еще увеличены.

Несмотря на то, что "ЮКОС", похоже, оставил надежду на строительство нефтепровода в Китай, китайский рынок продолжает быть стратегическим для компании. Интерес "ЮКОСа" обусловлен двумя главными факторами - относительной близостью нефтедобывающих активов компании к Китаю и загруженностью основных экспортных маршрутов в других направлениях.

Соглашение с РЖД о перевозках нефти "ЮКОС" подписал для обеспечения своих обязательств перед китайскими партнерами. Напомним, что в марте этого года российская нефтяная компания заключила контракты на поставку нефти в Китай с компаниями CNPC и Sinopec. По соглашению с CNPC, в 2004 г. в Китай будет поставлено 3,86 млн тонн, в 2005 г. - 5,5 млн тонн. Sinopec в этом году закупит в России 2,55 млн тонн нефти, в 2005 г. - 3-3,5 млн тонн.

Российская нефть поступает в Китай через два пограничных перехода. Нефть для Sinopec - через пограничный переход Наушки и территорию Монголии. Объемы для CNPC - через переход Забайкальск - Маньчжурия. В 2003 г. объем перевозок сырья через Забайкальск составил 1,8 млн тонн, в этом году он должен увеличиться более чем в 2 раза.

Вместе с тем, для обеспечения транзита объемов, оговоренных в соглашениях "ЮКОСа" и китайских компаний, а также с РЖД, необходимо провести работы по наращиванию пропускной способности железной дороги, а также погранперехода в Забайкальске. Аналогичные работы требуются и с китайской стороны. Инвестиции в модернизацию российского участка, по словам главы РЖД Геннадия Фадеева, должны составить 40 млрд руб.

По словам главы "ЮКОСа" Семена Кукеса, компания будет привлекать кредиты на модернизацию железных дорог под объемы поставок. Между тем, на сегодня, похоже, нет ясности, как будут распределяться инвестиции между "ЮКОСом" и РЖД. В процессе обсуждения находится и вопрос о специальных железнодорожных тарифах для "ЮКОСа" с учетом планируемого роста объемов поставок. На проведенном в понедельник в РЖД оперативном совещании президент Г.Фадеев, высоко оценив подписанное соглашение с "ЮКОСом", поручил в кратчайшие сроки подготовить бизнес-план усиления пропускной способности участка Ангарск-Забайкальск. По состоянию на сегодняшний день, вопрос практической реализации планов "ЮКОСа" и РЖД по росту поставок нефти в Китай, остается открытым.

OilCapital.ru

"