Posted 30 сентября 2013,, 10:40

Published 30 сентября 2013,, 10:40

Modified 20 августа 2022,, 19:35

Updated 20 августа 2022,, 19:35

Кашаган начинается

30 сентября 2013, 10:40
North Сaspian Operating Company (NCOC) — операционная компания северо-каспийского проекта на шельфе Казахстана, ранее не раз обманывавшая ожидания нефтяного рынка, наконец начала добычу. В последние недели также были решены вопросы с приходом в консорциум нового участника, с финансированием проектных обязательств акционеров и со схемами транспортировки кашаганских углеводородов.
Сюжет
Кашаган

North Сaspian Operating Company (NCOC) — операционная компания северо-каспийского проекта на шельфе Казахстана, ранее не раз обманывавшая ожидания нефтяного рынка, наконец начала добычу.
В последние недели также были решены вопросы с приходом в консорциум нового участника, с финансированием проектных обязательств акционеров и со схемами транспортировки кашаганских углеводородов.
Приоритетным маршрутом для экспорта "ранней" нефти избрана система "Транснефти". А это, безусловно, важная новость и для мировой "нефтянки", в суточной добыче которой доля NCOC со временем составит 1%, и для России, поскольку ее влияние на развитие главного казахстанского проекта становится значительным, уравновешивая тем самым усиление Китая, который скоро войдет в Северо-Каспийский проект.

Напомним, Северо-Каспийский проект предусматривает разработку Кашаганского и ряда других месторождений в северо-восточной части Каспийского моря.

Геологи NCOC оценивают суммарные запасы нефти и конденсата гигантского Кашагана в 4,17 млрд тонн, а попутного нефтяного газа — в 1,43 трлн куб. м. Освоение Кашагана запланировано в две фазы: первая — опытно-промышленная разработка (ОПР) — предполагает добычу не менее 15 млн твг, вторая — полномасштабная разработка — ориентирована на 70–75 млн твг. Сотрудник одной из компанийакционеров NCOC сообщил "НиК", что жилые модули строителей объектов ОПР уже разбираются и вывозятся. В ближайшие недели на Кашагане консорциум собирается получить первые несколько сотен тонн нефти, "политически" зафиксировав старт добычи, а затем — законсервировать оборудование.

Ориентировочно — до апреля.

Обмен американцев на китайцев

К этому времени должна быть завершена ротация одного из участников проекта. Собственно, главным событием, расчистившем путь NCOC к полноценной реализации первой фазы СКП, стало урегулирование проблемы с выходом из проекта американской ConocoPhillips (8,4% участия) и приходом на ее место нового акционера. В прежние годы всякий раз, когда в консорциуме происходили перемены такого рода, они сопровождались ожесточенным политическим торгом между участниками и официальной Астаной, во время которого Северо-Каспийский проект резко замедлял темпы реализации или даже вообще замирал.

Нынешний прецедент не стал исключением. С одной стороны, ConocoPhillips, объявив в 2012 г. о желании выйти из СКП, не хотела больше вкладываться в проект. С другой — хотя американцы договорились осенью прошлого года о продаже своего пакета индийской ONGC почти за $5 млрд, Казахстан воспротивился этой сделке. За этим четко прослеживались интересы Китая, который в начале 2000-х уже пытался войти в СКП, но не смог сделать это из-за противодействия западных акционеров. На сей раз, как рассказывают источники в казахстанском нефтяном сообществе, азиатские партнеры избрали схему-двухходовку, по которой Казахстан через нацкомпанию "КазМунайГаз" сначала должен был воспользоваться приоритетным правом на покупку пакета ConocoPhillips, а затем продать такое же количество акций китайской CNPC.

В начале июля 2013 г. правительство Казахстана официально уведомило американскую компа-нию о том, что собирается воспользоваться приоритетным правом. Но, что не менее важно — к тому времени Астана договорилась с Китаем о дополнительных условиях сделки по перепродаже акций. Одним из главных результатов этих договоренностей стало согласие КНР предоставить Казахстану кредит в размере, который будет необходим для выполнения "КазМунайГазом" своих инвестиционных обязательств в NCOC. Точная сумма займа пока неизвестна, поскольку не определена окончательная стоимость даже начальной — опытно-промышленной — стадии разработки Кашагана. (Последние цифры, приводимые по этому поводу, — более $50 млрд для ОПР и $187 млрд для реализации проекта в полном объеме.) Но казахстанские источники указывают, что партнеры зафиксировали уровень контрактных обязательств КМГ в 16,61% — то есть с учетом перепродажи китайцам американского пакета.

Договоренность о займе — это важнейшее решение с точки зрения обеспечения стабильной реализации Северо-Каспийского проекта, поскольку многочисленные геологические, экологические и производственные проблемы будут скорее всего требовать значительных инвестиций и после завершения строительных работ в рамках ОПР. Осведомленные источники в NCOC рассказывают, к примеру, что часть оборудования, установленная прежним оператором СКП — итальянской Eni в 2008 г. для освоения Кашагана, имеет пятилетний ресурс работы…

Газ как индикатор

"Китайский фактор" уже проявился в выборе способа коммерческого использования газа NCOC.

В августе участники СКП подписали с "КазТрансГазом" договор купли-продажи всего товарного объема газа, который будет получаться на Кашагане. Договор вступит в силу с начала промышленной разработки и будет действовать до 2042 г. Как следует из документа, максимальный объем товарного производства составит 2,5–3 млрд куб. мв год.

Достижение договоренностей по газу не менее важно для нормального развития проекта. В самом деле, фиксирование в договоре объема товарного газа на максимальном уровне 3 млрд куб. мозначает, что вариант увеличения производства товарного метана в ущерб добыче нефти не планируется. Дело в том, что условием достижения максимальной нефтяной продуктивности месторождения в 191 тыс. тонн/сутки и поддержания этого уровня в течение длительного времени является обратная закачка в пласт 75–80% добытого газа. Но на переговорах Астаны и акционеров фигурировал и вариант закачки 25% газа с получением 6,6 млрд куб. м товарных объемов (см., например, "Газовый фактор" в "НиК" № 1-2, 2012 г.). Теперь ясно, что сюрпризов не будет, и поскольку газовый вопрос давно был предметом дискуссий между Астаной и участниками СКП, его разрешение означает уменьшение политического напряжения в проекте.

Генеральный директор "Каз-ТрансГаза" Серик Султангалиев сообщил, что 70–80% кашаганского газа пойдет на внутренний рынок, остальное — на экспорт. Точное направление экспорта он не указал, однако казахстанские источники утверждают, что это Китай, в чем заинтересованы обе стороны. Для этого скорее всего придется реверсировать одну из ниток системы САЦ (которая сейчас работает с неполной загрузкой) до газокомпрессорной станции Бейнеу, откуда сейчас строится газопровод в Бозой и далее до Акбулака — точки подключения к Азиатскому газопроводу (АГП) из Средней Азии в Китай. Возможен также вариант свопа между Астаной и Ашхабадом, когда туркменский газ будет идти на юг Казахстана по АГП, а аналогичные объемы — замещаться кашаганским сырьем в точке подключения к САЦ в российском направлении.

Прежде кашаганский газ предполагалось продавать "Газпрому", но физический или виртуальный уход этого сырья на восток — в нынешней ситуации хорошая новость для России. Ведь трудности "Газпрома" с увеличением поставок собственного газа на внешний и внутренний рынок сохраняются (подъем экспорта за восемь месяцев с.г. еще не означает перелома тенденции), а у наших независимых производителей "голубого топлива" добыча растет, значительно опережая сбытовой потенциал. Так что чем меньше иностранного газа попадает в российскую ГТС, тем лучше для отрасли. Кроме того, как мы писали ранее, юго-восточный вектор сбыта казахского газа открывает перед "Газпромом" новые возможности поставок в Северный Казахстан (см. также "Без великих строек" в "НиК" №1-2, 2013 г.).

"Транснефть" становится приоритетом

На руку России и решение кашаганского консорциума по вопросу транспортировки нефти. Несколько недель назад участники NCOC уполномочили Министерство нефти и газа (МНГ) Казахстана обсудить с "Транснефтью" условия экспорта кашаганского сырья. Речь идет о поставках нефти в объеме 5 млн твг по трубопроводу Атырау–Самара, исторически используемому для вывоза казахстанского сырья. "Транснефть" давно предлагала Казахстану увеличить объем транспортировки по этому маршруту, который в былые годы пропускал до 17,5 млн твг, но затем после пуска трубопроводов КТК и Атасу–Ала шанькоу снизил объемы до 15 млн тонн. Российская компания также предлагала КМГ и ее дочерней компании "КазТрансОйл" расширить пропускную способность Атырау–Самара до 25 млн твг за счет строительства параллельной ветки на 10 млн твг исключительно под легкую нефть. Однако казахстанские компании отказывались, ссылаясь на отсутствие гарантий загрузки.

Теперь гарантии появились — со стороны акционеров NCOC. Ранее участники СКП в течение долгого времени сравнивали несколько вариантом вывоза нефти — по железной дороге, по трубопроводам КТК и в Самару, а также через Каспийское море к Средиземному (Казахстанско-Каспийская система транспортировки, ККСТ). Несколько лет назад источник в верхах NCOC рассказывал "НиК", что самым перспективным и приоритетным признано расширение КТК, на "втором месте" идеи создания ККСТ, а затем — железнодорожные маршруты. Сегодня ясно, что выбор ближайшего времени сделан в пользу системы "Транснефти", и кашаганское сырье из Самары будет отправляться в Новороссийск.

В июле Казахстан обратился к "Транснефти" с предложением задействовать этот маршрут для нефти NCOC с условием сохранения ее качества (нефть Кашагана будет очищаться от серы на Карабатанском заводе). "Транснефть" обещает выполнить это требование, смешивая в Самаре кашаганское сырье со схожей по свойствам сибирской легкой нефтью. Игорь Кацал, заместитель вице-президента "Транснефти", ранее заявил, что его компании казахстанский приток необходим для оптимальной загрузки мощностей. Добавим здесь, что объем экспорта Siberian Light на направлении Самара–Тихорецк–Ново российск стремительно снижается: с 2,4 млн тонн за первую половину 2011 г. до 1,36 млн за тот же период 2013-го. Нефть уходит с этого маршрута на переработку на Туапсинский НПЗ. Так что кашаганская нефть придется очень кстати. Хотя дополнительную ветку от Атырау до Самары строить пока не предполагается — с маршрута будут сняты некоторые другие объемы западноказахстанской нефти, а присадки позволят увеличить прокачку до прежнего рекордного уровня.

Примечательно, что вскоре после обращения Астаны по поводу использования российской нефтетранспортной системы для Кашагана Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России отменила специальный тариф для транзитной казахстанской нефти. С начала 2013 г. сбор с казахстанских грузоотправителей был увеличен на 7% против 5,5% для российских. Но уже в сентябре ставки будут выровнены, что отражает как общее "энергетическое сближение" РФ и РК, так и рост привлекательности российского направления экспорта для недропользователей Казахстана.

Возможно, если добыча на Кашагане будет расти динамично, то вопрос о строительстве Атырау–Самара-2 с последующим выходом на Новороссийск актуализируется. Ведь в пользу этого проекта есть как коммерческие, так и политические аргументы.

Россия — гарант равновесия на Кашагане

Очевидно, что NCOC выбрал экспорт через Самару как самый экономичный вариант — со стоимостью транспортировки около $20 за тонну, в то время как за перекачку по трубопроводу КТК пришлось бы платить $38, в Китай — более $40, в Джейхан (по ККСТ) — свыше $60.

В то же время экономия $100 млн в год при экспорте 5 млн твг, которые выглядят весьма приличной суммой для многих компаний, не такой уж существенный фактор для Северо-Каспийского консорциума, спокойно накручивающего миллиардные удорожания стоимости проекта. Скорее всего в этом выборе сработали и политические моменты. Увеличение транспортировки по Атырау–Самара отвечает интересам казахской государственной компании "КазТрансОйл", поскольку вырастет загрузка и доходность ее собственных мощностей. Для Астаны же получение любых дополнительных прямых и косвенных выгод от СКП зримо стало приоритетной задачей, о чем свидетельствует и договор по газу, и предстоящая перепродажа пакета NCOC китайцам.

Еще один политический момент в нынешней ситуации вокруг Кашагана заключается в том, что официальная Астана хотела бы укрепить российское влияние на проект. Это необходимо, чтобы сбалансировать увеличивающуюся зависимость казахстанского ТЭК от Китая. Собственно говоря, теперь казахским властям в своей политике в отношении и Северо-Каспийского проекта, и дальнейшего развития нефтегазового комплекса страны потребуется поддерживать равновесие между различными центрами влияния.

Астана способствует приходу CNPC в NCOC в обмен на то, чтобы китайцы помогли деньгами и более быстрому продвижению проекта и давлению на основных западных акционеров, а также сбыту газа, который все труднее продавать России. Но чрезмерного усиления Пекина не хочется допустить, признают источники в Астане. И для этого будет развиваться взаимодействие с Россией — как за счет наращивания транзита нефти, так и за счет продвижения совместных проектов разведки и добычи на Каспийском шельфе: блоков Окжетпес и 2P2 в казахском секторе, структур Центральная и Хвалынская в пограничной зоне, оншорного месторождения Имашевское. При таком стратегическом раскладе даже "супермегагигантский" Северо-Каспийский проект будет только частью большой энергетической политики РК по недопущению "дружественного" поглощения своего ТЭК Китаем.

"