Posted 30 сентября 2011,, 06:35

Published 30 сентября 2011,, 06:35

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Надзор за НПЗ приведут в систему

30 сентября 2011, 06:35
Четырехсторонние договоры с властью о модернизации переработки будут пересмотрены Просто приходить с проверками на нефтеперерабатывающие заводы недостаточно. Для полной уверенности в том, что нефтяные компании не сорвут модернизацию, Ростехнадзор предлагает разработать особую систему мер — "дорожную карту", в которой в хронологическом порядке перечислены все шаги по контролю за переработкой нефти в стране.
Сюжет
НПЗ

Четырехсторонние договоры с властью о модернизации переработки будут пересмотрены

Просто приходить с проверками на нефтеперерабатывающие заводы недостаточно. Для полной уверенности в том, что нефтяные компании не сорвут модернизацию, Ростехнадзор предлагает разработать особую систему мер — "дорожную карту", в которой в хронологическом порядке перечислены все шаги по контролю за переработкой нефти в стране.

Всего мероприятий 12. Вместе они создают для НПЗ систему почти тотального контроля за производством, состоянием оборудования и планами его замены. Среди них фигурирует разработка поправок к тем четырехсторонним соглашениям, которые в июле крупнейшие нефтяные компании подписали с Ростехнадзором, Росстандартом и Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

До конца 2011 года нефтяникам предстоит включить в эти договоры с государством подробные планы развития НПЗ (сейчас в соглашениях есть только по годовые графики ввода в строй оборудования и производства разных видов топлива, конкретизированных по его экологическим классам) и детальные меры ответственности за их срывы, рассказали "Известиям" два информированных источника в отрасли.

Разработал "Систему мер по осуществлению государственного мониторинга процесса модернизации нефтеперерабатывающих предприятий" Ростехнадзор. Сейчас проект разослан по заинтересованным ведомствам, одно из них — Минэнерго — его уже согласовало.

Перечислены в "Системе мер" и более частные мероприятия, вроде создания компьютерной системы автоматического сбора и обработки информации о модернизации НПЗ, разработки базы данных с техническими характеристиками всех заводов и проведения всевозможных проверок — как проектов, так и самих строек и уже работающего оборудования.

Чтобы обсудить техническое состояние нефтеперерабатывающих предприятий, чиновники готовы встречаться очно — каждое 25-е число, на совещании представители Минэнерго, Ростехнадзора и нефтяных компаний будут разбирать выявленные нарушения. В тот же день доклад о реконструкции НПЗ будут направлять в правительство и оттуда — президенту.

В Минэнерго регулярно собирается штаб, на заседаниях которого нефтяные компании докладывают о ходе выполнения своих обязательств. Реальное выполнение работ на местах контролируют представители Ростехнадзора, заявили в пресс-службе Минэнерго.

Ростехнадзор от официальных комментариев отказался. Нефтяники законодательные инициативы официально не комментируют.

— Прежде чем комментировать эти инициативы, хотелось бы с ними ознакомиться, — заявил представитель крупной нефтяной компании. — Часто проблемы зависят не от нефтяных компаний, а от подрядчиков, которые срывают сроки поставки оборудования и монтажа.

Впрочем, если это будет распоряжение правительства, его придется выполнять, подчеркнул собеседник "Известий".

Пока ничто не мешает нефтяным компаниям начать останавливать НПЗ, чтобы нарастить более выгодный экспорт сырой нефти. Поэтому к чисто экономической налоговому режиму добавили договорные обязательства. А договоры требуют создать систему контроля. И такие прецеденты в мире существуют.

— У нас нет нормальной системы регулирования. Нынешняя оказалась совсем никудышной. Компании относились к взятым обязательствам очень несерьезно. Модернизация не была увязана с пошлинами. Вот и получилось, что нефтяники держали в голове совсем другое. Теперь правительство пытается построить более сложную систему регулирования, — говорит президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. — В любом случае согласно Гражданскому кодексу у нас действует свобода заключения договоров, да и оптимальную схему развития компании может представить только владелец. Поэтому наверняка каждая компания затеет переговоры.

Но деваться нефтяным компаниям некуда, придется и дополнительные соглашения с государством подписать, и на пошаговый мониторинг согласиться, считают эксперты.

— Постоянное внимание правительства — вещь полезная. Нефтяные компании явно нуждаются в подталкивании, потому что предыдущие программы модернизации они выполняли от силы на половину. И подталкивать нужно не только экономически (в отрасли новая налоговая система "60-66" начнет действовать с 1 октября), но и административно, — говорит аналитик инвесткомпании "Тройка Диалог" Валерий Нестеров.

("ИЗВЕСТИЯ", 30.09.2011, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"