Posted 30 августа 2011,, 05:20

Published 30 августа 2011,, 05:20

Modified 20 августа 2022,, 20:24

Updated 20 августа 2022,, 20:24

Медленный ремонт НПЗ обернется штрафом 1 млн рублей

30 августа 2011, 05:20
Руководству компаний будет грозить персональное наказание за срыв модернизации заводов ИЗВЕСТИЯ Государство придумало новые виды нарушений, за которые надо будет заплатить штраф, — специально для нефтяников. Министерство энергетики предлагает дополнить Административный кодекс штрафами за слишком долгий ремонт нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) или магистрального нефтепровода, а также за нарушение требований к глубине переработки нефти.
Сюжет
НПЗ

Руководству компаний будет грозить персональное наказание за срыв модернизации заводов

Государство придумало новые виды нарушений, за которые надо будет заплатить штраф, — специально для нефтяников. Министерство энергетики предлагает дополнить Административный кодекс штрафами за слишком долгий ремонт нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) или магистрального нефтепровода, а также за нарушение требований к глубине переработки нефти.

Сейчас предложения разосланы для согласования и критики по заинтересованным ведомствам, рассказал "Известиям" источник в Минэнерго.

— Документ находится у нас на согласовании, о замечаниях говорить пока рано, — говорит представитель Министерства экономического развития.

Если поправки утвердят, расплачиваться за нерасторопность в сфере модернизации придется не только компании, но и непосредственно руководству завода. Впрочем, штрафы настолько малы, что не смогут серьезно отяготить ни корпоративную казну, ни личный карман директора предприятия. Но зато работники различных контрольных ведомств смогут отчитаться: проверка проведена, штрафы выписаны.

За нарушение сроков ремонта НПЗ или магистрального нефтепровода должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, а компанию — от 400 тыс. до 1 млн рублей. Нарушение требований к глубине переработки нефти может стоить топ-менеджерам потери от 20 тыс. до 50 тыс. рублей в зарплате, а компании — оборотного штрафа в размере от 1 до 15% выручки на соответствующем рынке. При этом сумма штрафа начинается от 100 тыс. рублей, но не может быть больше 2% от всей выручки компании. Новые штрафы могут начать работать с середины 2012 года.

Резко усилить контроль было решено на совещании, проведенном Владимиром Путиным 8 июля в Киришах. Там разбиралось, почему плановый запрет топлива класса "Евро-2" с начала 2011 года привел к дефициту бензина и солярки по всей стране. Как оказалось, не все нефтяные компании смогли вовремя модернизировать производство и перейти на выпуск более чистого топлива.

После совещания Ростехнадзор получил задание проверить техническое состояние 24 отечественных НПЗ. По данным на середину августа, проверены 10 заводов — только недавно их число пополнили Комсомольский НПЗ "Роснефти" и "Киришинефтеоргсинтез" "Сургутнефтегаза". Нарушений хватает.

На Комсомольском НПЗ проверяющие нашли 123 нарушения и составили восемь протоколов. Претензии характерны для большинства российских заводов: в местах налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны нет шлагбаумов и светофоров, которые должны помешать движению вагонов во время погрузки. На погрузочной эстакаде для персонала отсутствуют мостики для безопасного перехода на цистерну, в принципе не предусмотрена канализация для пролившихся продуктов.

— Выявленные проверкой Ростехнадзора нарушения незначительны и уже устранены, — заявил представитель "Роснефти".

На "Киришинефтеоргсинтезе" составлено 10 протоколов. По числу нарушений — 223 — завод занимает второе место среди проверенных НПЗ (на первом месте — Рязанская нефтеперерабатывающая компания, входящая в ТНК-BP). В Киришах плохо работают аварийная автоматика на установках, автоматический контроль за концентрацией вредных и взрывоопасных азов и паров. Системы налива нефтепродуктов в цистерны не герметичны, в результате чего ядовитыми испарениями дышат рабочие. Получить комментарий представителя предприятия не удалось.

В целом нефтяники усиление госконтроля воспринимают спокойно и уверяют, что легко выполнят новые требования и штрафовать их будет просто не за что.

— Глубина переработки нефти у нас 75%. С этого года мы перешли на выпуск топлива класса "Евро-4", с 2015-года будет и "Евро-5". Все графики ремонтов у нас выдерживаются, — заявил представитель Московского НПЗ (входит в группу "Газпром нефть").

Все НПЗ "Лукойла" тоже выпускают топливо "Евро-4", а графики ремонтов давно согласовываются с Центральным диспетчерским управлением Минэнерго, утверждают в компании.

— Проверки со стороны Ростехнадзора — это нормально. Мы согласны на более частые проверки, можно проверять чаще, чем раз в три года, — говорят в "Лукойле". — Должен быть контроль, который сможет находить недоработки. Да, после такой проверки этим летом несколько наших установок остановили. Но это была кратковременная остановка на несколько дней, и после устранения нарушений они были вновь запущены.

Хорошо, что государство создает правила игры, которые рынок создать не способен, говорят эксперты. Руководители нефтяных компаний получают в год по несколько миллионов долларов, и штраф в $1,2 тыс. вряд ли их сильно расстроит. Недавно суд в США обязал "Лукойл" выплатить по спору с компанией Bionol Clearfield $230 млн — эта сумма составляет лишь около 1% от ожидаемой EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и начисления амортизации) в 2011 году.

— Тот топливный кризис, который мы видели в этом году, подтверждает, что нефтяники преследует свои узкие интересы. Похоже, только контроль со стороны государства позволит достичь запланированных показателей обновления отрасли, — считает аналитик инвесткомпании "УРСА Капитал" Дмитрий Дорофеев. — Чтобы компании почувствовали наказание, штрафы должны доходить до 5% от общего оборота.

Не у всех топ-менеджеров есть понимание, как будет чувствовать себя отрасль через несколько лет. Поэтому нефтяные компании стремятся больше средств направлять на дивиденды, а не на инвестиции.

— В этой ситуации регулирование со стороны государства — хорошо, но точно определить его финансовые последствия для нефтяных компаний пока сложно, — полагает аналитик инвестбанка "ВТБ Капитал" Александр Киревнин.

("ИЗВЕСТИЯ", 30.08.2011, ПАВЕЛ АРАБОВ)

"