Posted 29 сентября 2009,, 05:42

Published 29 сентября 2009,, 05:42

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Очередь на Восток

29 сентября 2009, 05:42
Нефтепорт Козьмино готов к ВСТО Транспорт Первая очередь трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" будет введена в эксплуатацию не позднее IV квартала этого года. Об этом глава "Транснефти" Николай Токарев доложил премьеру Владимиру Путину во время рабочей встречи в конце августа. В компании уточняют, что 25 декабря — это крайний срок, когда к причалу специализированного морского нефтеналивного порта — СМНП "Козьмино", практически уже построенного в конечной точке ВСТО на побережье Японского моря, может пришвартоваться под погрузку первый т
Сюжет
ВСТО

Нефтепорт Козьмино готов к ВСТО

Первая очередь трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" будет введена в эксплуатацию не позднее IV квартала этого года. Об этом глава "Транснефти" Николай Токарев доложил премьеру Владимиру Путину во время рабочей встречи в конце августа. В компании уточняют, что 25 декабря — это крайний срок, когда к причалу специализированного морского нефтеналивного порта — СМНП "Козьмино", практически уже построенного в конечной точке ВСТО на побережье Японского моря, может пришвартоваться под погрузку первый танкер. Технически это возможно даже раньше, исходя из степени готовности всех объектов магистральной и припортовой инфраструктуры. "Если будет поставлена такая задача — мы сможем запустить порт уже в октябре-ноябре, — сказал в беседе с "Транспортом" генеральный директор ООО "СМНП "Козьмино" Лев Панченко.

Но торопиться в данном случае бессмысленно. Новый маршрут может заработать только тогда, когда будет принято решение по двум последним "открытым" позициям ВСТО-1: кто станет перевозчиком нефти от Сковородино до Козьмино по железной дороге и во что доставка обойдется нефтяникам (см. также "Цистерны особого назначения").

Основные подрядчики "Транснефти" по капитальному строительству в рамках первой очереди ВСТО практически выполнили свои контрактные обязательства на всех объектах, включая специализированный морской нефтеналивной порт в бухте Козьмино. В настоящее время тестируется технологическое оборудование, системы навигации и диспетчеризации порта. Предположительно в октябре начнется прием технологической нефти. Напомним, протяженность первой очереди нефтепровода ВСТО (Тайшет–Сково родино) составляет около 2,7 тыс. км. Большая часть нефтепровода не только уже построена и успешно испытана, но и заполнена технологической нефтью. Так что пока не видно причин, из-за которых "Транснефть" выбилась бы из графика и не сдержала слова, данного премьеру.

Руководитель портового проекта Лев Панченко также выразил уверенность в том, что не позднее 15 сентября основная часть строительномонтажных работ на участках спецморнефтепорта будет завершена.

УДАРНАЯ СТРОЙКА

По-другому, впрочем, и не должно было быть, поскольку именно в сентябре истекает срок контракта с одним из двух генеральных подрядчиков "Транснефти" по строительству порта — ООО "Корпорация Инжтрансстрой". По условиям тендера, "Корпорация Инжтрансстрой" осуществляла строительство морской и береговой части терминала и сопутствующей инфраструктуры, включая причальную эстакаду, путевое хозяйство и мостовые развязки на станции Грузовая, а также 23 км "большого коридора коммуникаций", связывающего железнодорожный пункт приема нефти с нефтеперевалочным комплексом в порту.

Пресс-секретарь "Корпорации Инжтрансстрой" Анатолий Гусев подтвердил, что работы в Козьмино на начало сентября в основном завершены, большая часть строительной техники и персонала передислоцирована на строительство аэропорта во Владивостоке — второго ключевого проекта компании в Приморском крае.

Гусев также добавил, что техника для земляных и гидротехнических работ в Козьмино перебрасывалась из Усть-Луги, где "Корпорация Инж трансстрой" строила контейнерный терминал. Наибольшие сложности вызвала перевозка техники по железной дороге, что послужило одной из причин серьезной задержки начала работ в Козьмино после подписания контракта с "Транснефтью" в марте 2008 года. Фактически стройка началась только в мае. Таким образом, вместо 23 месяцев, предусмотренных проектом, реальный срок возведения спецтерминала может не превысить 19 месяцев.

Срок исполнения контракта второго генерального подрядчика — ЗАО "Трест Коксохиммонтаж" — истекает, по данным компании, в ноябре 2009 года. К этому времени должны быть сданы объекты нефтеперевалочного комплекса, включая семь резервуаров для хранения нефти, систему слива, трубопроводов и прочих технологических со оружений, которые обеспечивают прием, хранение и подачу нефти на причал. Нефтебаза занимает около 60 га, что составляет треть всей площади нефтепорта. К слову, Козьмино будет одним из немногих морских терминалов, где условия прибрежного ландшафта позволили расположить нефтебазу значительно выше уровня береговых сооружений — на вершине сопки высотой 150 м. Благодаря этому нефть пойдет к причалу самотеком, что незначительно, но все же удешевляет смету нефтеперевалочного комплекса.

В числе главных особенностей, уже сегодня выделяющих Козьмино в ряду российских нефтеналивных терминалов, специалисты отмечают установку подогрева нефти на площадке сливных железнодорожных эстакад и систему рекуперации легких паров углеводородов (подобная система в России используется пока только в Приморске, но в Козьмино оборудование несравнимо мощнее). В целом по сумме уникальных проектных решений и технической начинки нефтепорт Козьмино вполне будет соответствовать роли главного восточного "экспортного окна" России. Правда, некоторое время оно будет открыто лишь наполовину.

Проект порта, так же как и всей системы ВСТО, предполагает поэтапный ввод мощностей. В частности, до завершения строительства второй очереди нефтепровода в Козьмино будет работать только одна сторона пирса с одним швартовным палом, что обеспечит перевалку 15 млн тонн нефти в год. Эксплуатация пирса с двух сторон планируется после расширения мощностей (в частности, оборудования причала №2 стендерами) к сдаче ВСТО-2, когда к пункту приема нефти, расположенному в районе площадки железнодорожных эстакад, подойдет магистральный трубопровод.

Поскольку к строительству второй очереди ВСТО "Транснефть" намерена приступить сразу же после ввода первой очереди, то, очевидно, не будут прекращены и работы по расширению порта Козьмино до проектной пропускной мощности — 30 млн твг. Прежде всего для этого предстоит провести дноуглубительные работы по другую сторону пирса и обустроить место для швартовки второго танкера дедвейтом 80 тыс. тонн. Вся гидротехническая часть 300-метрового причала полностью построена и сдается в рамках первой очереди. На втором этапе останется лишь монтаж второго комплекта стендеров и второй системы измерения количества и качества нефти.

На нефтебазе к семи построенным резервуарам 50-тысячникам добавятся еще три. В целом емкость резервуарного парка в Козьмино возрастет до 0,5 млн м3. "Дополнительные резервуары хранения нефти позволят переждать шторм, когда загрузка в танкеры будет невозможна, но нефть по трубопроводу продолжит поступать", — пояснили специалисты ОАО "Гипротрубопровод" (генеральный подрядчик "Транснефти" по проектированию ВСТО-2).

БЮДЖЕТ ПОМОГ

После выхода первой очереди ВСТО на проектную мощность — 15 млн твг — на восток по Транссибу из Сковородино каждые сутки будет отправляться десять составов с нефтью. Для их обслуживания готовится железнодорожная инфраструктура.

Строительство припортовой станции Грузовая осуществляется "Транснефтью" в составе проекта порта Козьмино. Комплекс станции включает парк приема и парк отправления составов. На площадке приема нефти установлены две двусторонние сливные эстакады на 74 вагона (по 37 с каждой стороны).

Точкой примыкания железнодорожного хозяйства терминала (собственность "Транснефти") к сетям общего пользования является разъезд Хмыловский между станциями Находка и Находка-Восточная. Здесь развитие инфраструктуры осуществляют РЖД. Причем, как подчеркнули в компании, это единственная часть всего проекта развития пропускной способности железной дороги на Козьмино, в который вкладываются собственные средства монополии — 1,7 млрд рублей (в 2009 г.). Сейчас на разъезде ведется строительство двух дополнительных приемо-отправочных путей, завершаются работы по реконструкции и строительству контактной сети и наружного освещения, смонтированы две комплектные трансформаторные подстанции.

Модернизация третьего участка — от станции Кузнецово до разъезда Хмыловский — ведется на средства федерального бюджета в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". В прошлом году на эти цели из бюджета был выделен 1 млрд рублей, в текущем предстоит освоить 3,5 млрд. РЖД участвуют в этом проекте в качестве подрядчика Росжелдора. Как сообщили "Транспорту" в ДВЖД, федеральные обязательства по реконструкции подъездных путей общего пользования в направлении порта Козьмино выполняются в полном объеме. На участке Кузнецо во–На ходка–Хмыловский продолжается строительство путепроводной развязки, второй очереди мостового перехода через реку Партизанская, производится укладка второго пути.

Что касается основного участка дороги — от Сковородино до Козьмино, то, как отметили в РЖД, компания с 2006 года реализовывала проект по развитию инфраструктуры на направлении Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел, в рамках которого на этом направлении строились новые пути, проводилась модернизация станций и систем управления. Только в 2008 году объем инвестиций превысил 6,55 млрд рублей. Кроме того, РЖД в ожидании роста погрузки инвестировали и в развитие станции Сковородино. Новые мощности на этом участке, а также на перегоне Кузнецово–На ходка–Хмыловский, будут востребованы и после запуска второй очереди ВСТО — в первую очередь для наращивания экспорта угля в восточном направлении.

Относительно долгосрочных перспектив станции Грузовая, напротив, никакой ясности нет. Строители и руководство порта не подтвердили, что железнодорожные эстакады слива нефти после запуска нефтепровода Сковородино–Козьмино могут быть демонтированы. Правда, было высказано сожаление, что РЖД, вкладываясь в развитие разъезда Хмыловский, дистанцировались от участия в обустройстве станции Грузовая. И это отчасти объясняет неопределенность по поводу ее дальнейшего статуса и назначения.

(ТРАНСПОРТ, СЕНТЯБРЬ 2009, ИРИНА РОГОВАЯ)

"