Posted 29 апреля 2003,, 06:53

Published 29 апреля 2003,, 06:53

Modified 16 августа 2022,, 21:40

Updated 16 августа 2022,, 21:40

Госкомиссии РФ и Казахстана подписали заключительный пакет актов приемки трубопровода КТК

29 апреля 2003, 06:53
Трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) официально введен в промышленную эксплуатацию после того, как 28 апреля были подписаны последние акты приемки КТК государственными приемочными комиссиями Российской Федерации и республики Казахстан. Об этом сообщает пресс-служба КТК. Эти документы подтверждают, что все требования, предъявляемые к безопасности системы и охране окружающей среды, полностью соблюдены.

Трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) официально введен в промышленную эксплуатацию после того, как 28 апреля были подписаны последние акты приемки КТК государственными приемочными комиссиями Российской Федерации и республики Казахстан. Об этом сообщает пресс-служба КТК.

Эти документы подтверждают, что все требования, предъявляемые к безопасности системы и охране окружающей среды, полностью соблюдены.

"Мы благодарим за сотрудничество всех участников многочисленных приемочных комиссий, представителей регулирующих органов, правительств России и Казахстана, а также всех сотрудников КТК, - сказал генеральный директор КТК Иен МакДональд. - Мы благодарны нашим акционерам за их действенную поддержку и преданность проекту. С успешным завершением процесса государственной приемки формально закончился начальный этап реализации этого исторического проекта. Впереди - долгие годы безопасной и успешной работы и дальнейшее расширение пропускной способности системы".

КТК начал сдачу своих объектов с Морского терминала в июне 2002 г. За ним поочередно последовали пять насосных станций, автоматизированная технологическая система управления SCADA, линейная часть нефтепровода и другие объекты. При строительстве КТК было использовано много новых технических решений. Консорциум проводил большую работу по информированию регулирующих и регистрирующих органов в России и Казахстане. Полностью автоматизированная система управления, внебереговые погрузочные буи, нефтяные резервуары с плавающими крышами, горизонтальное бурение при сооружении переходов рек, - вот лишь некоторые примеры новых для региона решений. Новой является и сама концепция частного трубопровода, построенного на средства акционеров и управляемого ими.

"С вводом трубопровода в промышленную эксплуатацию перед нами встает задача расширения пропускной способности системы в ближайшие несколько лет, - говорит Иен МакДональд. - КТК предлагает нарастить мощность трубопровода в два этапа. На первом этапе мощность прокачки из северокаспийского региона возрастет по меньшей мере до 38 миллионов тонн в год во второй половине 2006 г. Увеличение мощности КТК приведет к увеличению доходов как государств-основателей консорциума, так и его частных акционеров".

На первой стадии в рамках проекта расширения планируется построить пять новых НПС (две в Казахстане и три на территории России) и четыре резервуара на морском терминале под Новороссийском.

Возможность увеличения пропускной способности KTK в 2,5 раза была заложена еще на стадии проектирования системы. Поэтапные расширения - составная часть стратегического плана КТК по реализации полного экономического потенциала проекта. План расширения основывается на прогнозах компаний-поставщиков. Кроме того, КТК по-прежнему обладает технической возможностью прокачивать 6,5 млн тонн нефти в год через Кропоткинскую НПС с перспективой увеличения мощности до 15 млн тонн в год.

22 апреля КТК подписал договор о транспортировке нефти с ТОО "Казахойл-Актобе" (СП Национальной нефтегазовой компании Казахстана "КазМунайГаз" и Nelson Resources). Это предприятие является афилированным грузоотправителем акционера КТК - компании "Казахcтан Пайплайн Венчерз ЛЛС" и будет транспортировать нефть, добываемую на месторождении Алибекмола. К настоящему времени КТК заключил пять договоров о транспортировке нефти.

Ожидается, что нефть "Казахойл-Актобе" начнет поступать в трубопроводную систему КТК в мае. Новый грузоотправитель планирует транспортировать 25 тыс. тонн нефти в месяц с постепенным увеличением объемов прокачки до 50 тыс. тонн в месяц во второй половине этого года.

Сейчас по системе КТК транспортируется нефть с казахстанских месторождений Тенгиз и Арман. У КТК также подписан договор о транспортировке нефти с компанией "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.", которая является афилированным грузоотправителем ряда акционеров КТК и будет поставлять углеводородное сырье, добываемое на Карачаганакском газоконденсатном месторождении в Казахстане.

В начале апреля КТК подписал договор о транспортировке нефти с ТОО "Торговый Дом "КазМунайГаз". Это дочернее предприятие ННК Казахстана "КазМунайГаз" является афилированным грузоотправителем акционера КТК - правительства Казахстана и будет транспортировать нефть, добываемую ОАО "Эмбамунайгаз".

Доли участия правительств-основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%.

Среди частных нефтяных компаний-участников консорциума - "Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компании" (Chevron Caspian Pipeline Consortium Company) - 15%, "ЛУКАРКО Б.В." (LUKARCO B.V.) -12,5%, "Роснефть-Шелл Каспиан Венчерз Лтд." (Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited) - 7,5%, "Мобил Каспиан Пайплайн Компании" (Mobil Caspian Pipeline Company) - 7,5%, "Аджип Интернешнл Н.В." (Agip International (N.A.) N.V.) - 2%, "БГ Оверсиз Холдинг Лтд." (BG Overseas Holding Limited) - 2%, "Казахcтан Пайплайн Венчерз ЛЛС" (Kazakstan Pipeline Ventures LLC) - 1,75% и "Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛС" (Oryx Caspian Pipeline LLC) - 1,75%.

"