Posted 28 сентября 2009,, 05:08

Published 28 сентября 2009,, 05:08

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Казахстан на пути к большой нефти

28 сентября 2009, 05:08
Астана подключается к энергетическому проекту в обход России Независимая газета Казахстан и Азербайджан создают совместную нефтетранспортную систему в обход России. Соглашение о сотрудничестве будет подписано в ходе визита президента Нурсултана Назарбаева в Баку 2 октября. Казахстанская нефтяная компания "КазМунайГаз" и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГКАР) создадут совместное предприятие, которое займется строительством Транскаспийской нефтетранспортной системы.

Астана подключается к энергетическому проекту в обход России

Казахстан и Азербайджан создают совместную нефтетранспортную систему в обход России. Соглашение о сотрудничестве будет подписано в ходе визита президента Нурсултана Назарбаева в Баку 2 октября.

Казахстанская нефтяная компания "КазМунайГаз" и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГКАР) создадут совместное предприятие, которое займется строительством Транскаспийской нефтетранспортной системы. Об этом сообщил журналистам в пятницу глава "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин. По новому трубопроводу нефть будет поставляться из Казахстана в Азербайджан для дальнейшего экспорта в Турцию. Россия в этом проекте участвовать не будет. Он уточнил, что соглашение станет очередным этапом реализации договора, который был подписан двумя компаниями в 2006 году. Ранее исполнительный директор по транспортировке "КазМунайГаз" Арман Дарбаев сообщил, что компания уже создала специальную "дочку", которая войдет в состав СП с ГНКАР по Транскаспийскому проекту.

Казахстанская нефть с Кашаганского месторождения будет поставляться танкерами в нефтеналивной порт в Азербайджане, откуда по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан в Турцию. Для этого потребуется строительство дополнительного нефтепровода на территории Казахстана Ескене–Курык протяженностью 730 км. Кроме того, будет создана Транскаспийская система транспортировки, включающая нефтяной терминал в казахстанском Курыке и терминал в Баку, а также соединительный трубопровод до нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Рассматриваются два варианта – реконструкция имеющегося трубопровода Баку–Супса или строительство нового. "Мы изучаем возможности старого трубопровода Баку–Супс, и, если надо будет, нового трубопровода до Черного моря", – пояснил на пресс-конференции в Астане президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев.

Глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев заявил, что Транскаспийский проект станет одним из сегментов Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), которая позволит Казахстану диверсифицировать маршруты поставки нефти, направляя ее в зависимости от конъюнктуры в Баку, российские или иранские порты. По его словам, Казахстан будет поэтапно выходить на экспорт "большой нефти". "Первая фаза составит до 50 миллионов тонн в год. Для этого нужен надежный маршрут", – сказал Кулибаев в ходе проведения IV Евразийского энергетического форума. О стоимости проекта Кулибаев предпочел не распространяться. "О мощности и инвестициях пока рано говорить. Эксперты должны прийти к точным цифрам", – сказал он. Однако ранее уже называлась стартовая цена строительства Транскаспийской системы – 3 млрд. долл. Примечательно, что при планировании рассматривались два варианта экспорта казахстанской нефти – по трубе по дну Каспия и танкерами по морю. Остановились на втором. Поскольку неурегулированность правового статуса Каспия не позволяет проводить строительные работы без согласия всех пяти прикаспийских государств. Кроме того, Иран и Россия выступают категорически против строительства новой трубы.

Эксперты называют этот проект политическим. Как известно, Нурсултан Назарбаев не раз заявлял, что он против любых политических проектов в энергетике. По мнению азербайджанского политолога Ильгара Велизаде, "Европейский союз стремится принудить Казахстан, который в будущем году становится председателем ОБСЕ, к диверсификации энергетических маршрутов в целях ослабления своей зависимости от России, которая в настоящее время контролирует магистральные трубопроводы в регионе экспорта". "Если и состоится подписание соглашения, то оно будет политическим, поскольку экономическая составляющая менее ощутима", – сказал "НГ" Велизаде.

Директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев также полагает, что проект с Азербайджаном не станет серьезной альтернативой Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) или нефтепроводу Западный Казахстан – Западный Китай. "Объемы поставок нефти по этим двум трубопроводам не идут ни в какое сравнение. По КТК ожидается расширение экспорта нефти до 67 миллионов тонн в год, в Китай – до 40 миллионов тонн нефти, тогда как в Азербайджан танкерами смогут доставить около 7 миллионов тонн в год", – сказал "НГ" Сатпаев. Казахстан, по его мнению, привлекают на перспективу. Он также отметил и существующие экономические риски, связанные с нестабильностью в Кавказском регионе. "США и Европа убеждают Астану подключиться к этому проекту. Казахстан сделал реверанс, показав что он в какой-то степени сторонник альтернативных проектов. Но не намерен направить свои энергетические потоки в обход России", – сказал казахстанский эксперт.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 28.09.2009, ВИКТОРИЯ ПАНФИЛОВА)

"