Posted 28 августа 2009,, 07:29

Published 28 августа 2009,, 07:29

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

ФАС уличила "Роснефть" в бензиновом сговоре

28 августа 2009, 07:29
Пока прибыль нефтяников от повышения цен на бензин выше, чем штрафы НГ Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Алтайскому краю уличило «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт» в ценовом сговоре и объявило вчера о возбуждении административного дела за ограничение конкуренции на топливном рынке.

Пока прибыль нефтяников от повышения цен на бензин выше, чем штрафы

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Алтайскому краю уличило «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт» в ценовом сговоре и объявило вчера о возбуждении административного дела за ограничение конкуренции на топливном рынке. Сумма выписанных нефтяникам штрафов перевалила за 7,5 млрд. руб., однако это не остановило рост цен на бензин, который подорожал в июле на 7,1%. Эксперты признают монополизацию топливного рынка, однако объясняют дороговизну топлива высокой долей налогов, в сборе которых заинтересовано правительство.

«Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт» уже были оштрафованы Алтайским управлением ФАС за ценовой сговор с апреля по июнь прошлого года.

Теперь же эти компании обвиняются в новом сговоре по результатам анализа роста цен на заправках компаний с 3 апреля по 30 мая 2009 года. «Против нарушивших закон компаний возбуждено административное дело по статье «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий», – объявила вчера ФАС.

«Мы считаем рост цен, отмеченный на рынке бензина в последнее время, неадекватным, в связи с чем хотели бы предупредить нефтяные компании, что в случае его продолжения можем возбудить третью серию дел в их отношении уже по новому, более жесткому антимонопольному законодательству, – заявил 21 августа глава ФАС Игорь Артемьев. – Мы обращаемся прежде всего к компаниям «большой четверки», чтобы они еще раз пересмотрели свою политику прежде всего в отношении оптовых цен». По его словам, «сегодня эти оптовые цены таковы, что соответствуют пиковым, когда цена на мировом рынке была максимальной – 120–130 долларов за баррель».

По данным Росстата, розничные цены на автомобильный бензин в июле 2009 года выросли на 7,1%, а с начала года – на 4,1%. Оптовые цены производителей бензина за июль выросли в среднем на 9,7%. Рост цен на бензин продолжался, несмотря на существенные штрафы ФАС. Всего с 2008 года ФАС выписала штрафов нефтяникам на общую сумму более 6 млрд. руб. Еще около 1,5 млрд. руб. штрафов выписали региональные управления. В частности, штрафы ФАС в отношении «ТНК-BP Холдинг» превысили 1,11 млрд. руб., «Газпром нефти» – 1,35 млрд. руб., «ЛУКОЙЛа» – 1,44 млрд. руб., «Роснефти» – 1,5 млрд. руб.

Эксперты считают штрафы ФАС существенными, однако явно недостаточными для изменения политики нефтяных компаний. «Штрафы ощутимы даже для очень крупных нефтяных компаний, однако они недостаточно велики, для того чтобы рост цен на бензин прекратился. Пока прибыль нефтяников от повышения цен на бензин выше, чем штрафы ФАС. До тех пор, пока экономическая выгода от повышения цен будет превышать суммы подлежащих уплате штрафов, рассчитывать на снижение цен не приходится», – считает начальник отдела компании «Интерком-Аудит» Ирина Мельникова. – Кардинальным образом могли бы изменить ситуацию штрафы в размере всей полученной прибыли по аналогии со штрафами за некоторые виды валютных правонарушений». Однако столь высокие штрафы, по мнению эксперта, могут подорвать инвестиционный потенциал компаний. «Государство должно находить баланс между целями госрегулирования и объективными законами функционирования бизнеса. Вводя жесткие штрафы, необходимо понимать, что нефтяные компании являются прежде всего бизнес-структурами, рост которых невозможен без определенного роста цен на производимую ими продукцию», – говорит Мельникова.

Однако не все экономисты однозначно оценивают эффективность штрафных санкций. «Борьба ФАС – это во многом перекладывание с больной головы на здоровую. Рост цен на бензин больше зависит от решений правительства, а не компаний. В цене бензина доля налогов превышает 59% – в частности, доля НДПИ составляет около 28% – и при повышении налогов вслед за мировыми ценами автоматически увеличиваются и цены на бензин», – указывает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, штрафы ФАС – больше похожи на популистскую меру, чем на действительное решение проблемы.

Лидер организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков указывает на высокую долю налогов в стоимости топлива, а также на прямую заинтересованность правительства в увеличении этих налоговых отчислений. «Доля налогов в цене топлива в США составляет около 20–30%, а в России она приближается к 70%», – говорит Лысаков. Тем не менее борьбу ФАС со злоупотреблением монополий он считает справедливой. «ФАС – одна из немногих госструктур, которые защищают интересы потребителей. Полномочия Артемьева весьма ограниченны, но он активно добивается усиления конкуренции на топливном рынке», – отмечает автомобилист. Однако, по его словам, нефтяные компании часто избегают выписанных ФАС штрафов, опираясь на продажность судов в регионах.

Однако далеко не все штрафы ФАС нефтяникам удается оспорить в судах. Так, вчера ФАС сообщила, что «Газпромнефть-Кузбасс» оплатила штраф в размере 65,899 млн. руб. за нарушение антимонопольного законодательства. «Компания необоснованно устанавливала цены... Это привело к сближению уровня оптовых и розничных цен с апреля по июль 2008 года. По отдельным видам топлива оптовые цены даже превышали розничные», – указывают представители ФАС.

Между тем сами нефтяники не согласны с позицией ФАС. «Рынок бензина в России является высококонкурентным. Москва является ярким примером: в оптовом и в розничном сегментах оперирует большое число игроков, как крупных компаний, так и независимых, а продукция поступает с различных российских НПЗ. Цены на бензин и другие виды в России были и остаются одними из самых низких в мире, даже если сравнивать с другими добывающими странами, с ближайшими соседями, со странами с более низкими или более высоким ВВП», – заявили вчера «НГ» представители «Газпром нефти». По их словам, динамика внутренних цен на нефтепродукты коррелирует с динамикой мировых цен – с некоторыми поправками на особенности налогообложения нефтяной отрасли, более сложную логистику поставок нефтепродуктов и высокий уровень товарных запасов.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 28.08.09, Михаил Сергеев)

"