Posted 28 июля 2014,, 09:35

Published 28 июля 2014,, 09:35

Modified 20 августа 2022,, 19:32

Updated 20 августа 2022,, 19:32

Нефтегазовая отрасль имеет большой потенциал для использования лизинга - Алексей Будаев

28 июля 2014, 09:35
Иннoвациoнное развитие экономики России представляется крайне затруднительным бeз современного оборудования и технологий, особенно в таких сложных отраслях, к которым относится "нефтянка". Сегодня одним из наиболее эффективных финансовых инструментов для решения вопросов, связанных с процессом модернизации и обновления основных фондов нефтегазовых предприятий, является лизинг. О ситуации на рынке лизинга, а конкретно в сегменте, ориентированном на нефтегазовую отрасль, "НиКу" рассказал заместитель управляющего директора по развитию среднего и регионального корпоративного бизнесa ОАО "Промсвязьбанк" Алексей Будаев.

Иннoвациoннoе развитие экономики России представляется крайне затруднительным бeз сoвременного оборудования и технологий, особенно в таких сложных отраслях, к которым относится "нефтянка". Сегодня одним из наиболее эффективных финансовых инструментов для решения вопросов, связанных с процессом модернизации и обновления основных фондов нефтегазовых предприятий, является лизинг. О ситуации на рынке лизинга, а конкретно в сегменте, ориентированном на нефтегазовую отрасль, "НиКу" рассказал заместитель управляющего директора по развитию среднего и регионального корпоративного бизнесa ОАО "Промсвязьбанк" Алексей Будаев.

"НиК": Алексей, не секрет, что у многих российских нефтегазовых предприятий на повестке дня остро стоит вопрос технического перевооружения. Многие ли при этом сегодня используют инструмент лизинга? Насколько он вообще востребован в отрасли, и можно ли считать соответствующий сегмент сформировавшимся?

- Для начала скажем, что лизинг как механизм поддержки и обновления основных фондов aктивно используется в мире уже не один век. С его помощью на государственном уровне стимулируется внедрение современного, инновационного оборудования и технологий. Во многих странах доля имущества, приобретаемого в лизинг, составляет от 20% до 50% от всего объема инвестиций в основные средства. В России до этих цифр еще далеко. Впрочем, это вполне объяснимо – российский рынок лизинга существует с начала нулевых. Нужно делать скидку и на то, что его росту и развитию помешал кризис 2008 г., после которого темпы роста лизингового бизнеса значительно замедлились и, не успев восстановиться, снова замедлились в 2013-2014 гг. Тем не менее, объемы рынка лизинга существенны в стоимостном выражении и, по данным "Эксперт РА", в 2012-2013 составляли порядка 1,3 трлн руб. Это, конечно, не тот лизинговый бум, который прогнозировали эксперты, но тоже неплохо, особенно с учетом текущей экономической ситуации – достаточно того, что рынок сейчас, по крайней мере, не падает.

Если говорить про лизинг именно в нефтегазовом сегменте, то несмотря на замедление экономической активности российского бизнеса в целом, объем нового бизнеса в 2013 г. вырос на 6,1% и составил около 36 млрд руб. Сегмент стабильно функционирует, компании развиваются и не испытывают острых кризисных явлений.

Совокупный портфель лизинговых компаний на начало 2014 г. превысил 75 млрд руб.

Для России сейчас чрезвычайно важно значительно активнее задействовать лизинговые инструменты. Современное оборудование – залог конкурентоспособности нашей промышленности, особенно такой стратегически важной для страны отрасли, как нефтегазовая.

"НиК": Возвращаясь к вопросу востребованности лизинга в сегменте: как вы оцениваете спрос в отрасли?

- В лизинговые компании обращаются два типа клиентов. Первые – компании, нуждающиеся в средствах. Выбор инструмента — лизинг, кредит или другое финансирование — для них не столь важен, впрочем, как и выбор банка. Главное – скорость принятия решения. Вторая категория – это компании, осознанно использующие лизинг и его преимущества. В частности, лизинг позволяет снизить налогооблагаемую базу, поскольку все лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость (прим. редакции: при кредите только % по кредиту), а также использовать ускоренную амортизацию имущества.

Немаловажно, что в отличие от кредита, риски при лизинге принимаются на имущество. Таким образом, залог или дополнительное обеспечение не требуется.

Надо заметить, что лизинг как инструмент финансирования дороже, чем тот же кредит, однако при комплексном сравнении за весь период лизинг зачастую выигрывает даже по отношению к самым низким ставкам кредита, как с экономической точки зрения - за счет налоговой оптимизации и ускоренной амортизации, так и с нефинансовой - не требуется дополнительное обеспечение, которое банк потребует при кредитовании.

Еще одно преимущество лизинга — возможность выбрать график погашения. Вариантов и возможностей здесь значительно больше, чем при традиционном кредитовании. Скажем, если компания выбирает убывающий график, то она может так сформировать скорость гашения основного долга и лизингового платежа в целом, чтобы удорожание предмета лизинга было минимальным. Компаниям, имеющим стабильный денежный поток, удобен аннуитетный график платежей, а компаниям с ярко выраженной сезонностью – график, учитывающий специфику бизнеса лизингополучателя. Лизинг в этом плане гораздо гибче и позволяет "играть" со ставкой удорожания, варьируя ее от 3-5% до 20% и более, в зависимости от потребностей и возможностей клиента.

"НиК": Что еще отличает представителей "нефтянки" от других клиентов лизинговых компаний?

- Если мы говорим о добывающих и перерабатывающих компаниях, то большинство из них не испытывает острой потребности в финансовых ресурсах, у них чаще всего вполне хватает собственных средств на модернизацию и закупку нового оборудования. Поэтому нефтегазовые компании в основном относятся к той категории лизингополучателей, которые сознательно используют лизинг как механизм финансовой оптимизации. Как правило, такие клиенты заинтересованы в минимальном удорожании имущества, они выбирают такой график погашения, который позволяет по этому показателю укладываться в 3-5%. Используя лизинг, такие компании нефтегазовой отрасли серьезно выигрывают. Другая категория – сервисные предприятия, выполняющие те или иные подрядные работы. Такие компании часто приобретают спецтехнику и оборудование для выполнения контрактов, и мы готовы их рассматривать в контрактной логике, в том числе обсуждать нетиповые проекты.

"НиК": Зачастую в нефтегазовой отрасли применяются неординарные технические решения, требующие использования нестандартного оборудования. Можно ли такое оборудование приобрести в лизинг?

- Вопрос, конечно, непростой. Ведь под иное оборудование порой приходится строить отдельное здание, и весь комплекс впоследствии не подлежит демонтажу. Ликвидность такого имущества крайне низкая. По такому сложному, уникальному или нетиповому оборудованию мы вряд ли сможем принять риск исключительно на имущество, однако готовы рассматривать в совокупности бизнес заемщика, его контракты, финансы и ситуацию в отрасли в целом. Если и этого будет не достаточно, то мы, скорее всего, попросим дополнительное обеспечение или поручительство.

"НиК": Некоторые специалисты высказывают мнение, что институт лизинга является косвенным драйвером отечественного машиностроения. Со стороны нефтегазовых компаний спрос на отечественную и иностранную технику как-то распределяется?

- Дело в том, что сложные погодно-климатические условия, в которых эти компании работают, зачастую в очень труднодоступных местах, требуют от техники сверхнадежности. Поэтому преимущественным спросом пользуется проверенное, хорошо зарекомендовавшее себя оборудование, в основном, импортное. С учетом того, что деньги у компаний есть, они чаще отдают предпочтение именно ему. Впрочем, в России много предприятий, особенно в нефтегазовом секторе, которые выпускают оборудование, не имеющее аналогов в мире. Это оборудование пользуется заслуженным спросом и в том числе приобретается в лизинг.

"НиК": А можно сказать, со стороны какого сегмента нефтегазовой отрасли к лизингу проявляется наибольший интерес? Какое оборудование пользуется наибольшим спросом?

- Лизинговые схемы финансирования используются почти во всех сегментах нефтегазовой отрасли – добыче, переработке, транспортировке, строительстве и сервисе. Приобретают буровое и нефтегазопромысловое оборудование, строительную и спецтехнику, железнодорожные цистерны, резервуары для хранения и т.д. Однако структурировать спрос очень сложно. Очень разнообразен спектр компаний, работающих в отрасли – кто-то, скажем, берет в лизинг спецтехнику, кто-то – железнодорожный состав, одни обращаются к нам раз в пятилетку, а другие – чуть ли не ежеквартально. Причем, среди наших клиентов есть как средние компании, так и крупнейшие игроки нефтегазового рынка.

"НиК": А в регионах вообще есть местные лизинговые игроки? Насколько они конкурентоспособны по отношению к федеральным? Не могли бы вы кратко охарактеризовать конкурентную среду на рынке лизинга для нефтегаза?

- Сейчас на российском рынке работает больше двух сотен лизинговых компаний и, пожалуй, не меньше 2/3 – региональные. Конечно, на местах некоторые из них имеют своих постоянных клиентов, в число которых входят и нефтегазовые предприятия. Однако в целом тенденция такова, что крупные банки и лизинговые компании имеют доступ к более дешевым заемным средствам и могут предложить своим клиентам более выгодные условия. Кроме того, крупные банки и лизинговые компании федерального уровня с региональной сетью могут принимать решения по тем удаленным областям, где возможности локальных компаний ограничены.

"НиК": Как вам удается конкурировать с государственными банками и лизинговыми компаниями? В чем ваши преимущества?

- Мы не гонимся за сделками исключительно ради их количества и капиталоемкости. Нам важно не просто продать клиенту лизинг или кредит, а предложить ему наиболее удобное финансовое решение. В каждом отдельно взятом случае мы оцениваем потребности и возможности клиента, после чего предлагаем подходящие инструменты. Скажем, если у клиента "плохая" отчетность, недостаточно залогового обеспечения, или по каким-либо причинам требуется оперативное принятие решения, то мы, скорее всего, предложим лизинг. Если клиент заинтересован в минимизации стоимости заемных средств, то мы предложим кредит. Иногда может быть найден некий комбинированный вариант, когда сочетается лизинг и проектное финансирование, например, строительство производственного здания и приобретение оборудования. В своей работе мы всегда ориентируемся на интересы клиентов и на долгосрочное сотрудничество. Это наше важное рыночное преимущество.

"