Posted 28 июля 2009,, 06:50

Published 28 июля 2009,, 06:50

Modified 20 августа 2022,, 21:09

Updated 20 августа 2022,, 21:09

Россия в плену транзитных иллюзий

28 июля 2009, 06:50
Москва тратит десятки миллиардов долларов лишь за видимость прямого доступа к европейским потребителям газа НГ Москва терпит неудачу за неудачей в попытках избавиться от транзитной зависимости от соседей при поставках газа в Европу. До сих пор Россия пыталась получить прямой выход на европейский рынок двумя путями: понуждением Украины и Белоруссии к приватизации или к передаче в управление «Газпрому» транзитных трубопроводов и путем прокладки новых газопроводов по дну Черного и Балтийского морей в обход стран-транзитеров.
Сюжет
Газпром

Москва тратит десятки миллиардов долларов лишь за видимость прямого доступа к европейским потребителям газа

Москва терпит неудачу за неудачей в попытках избавиться от транзитной зависимости от соседей при поставках газа в Европу. До сих пор Россия пыталась получить прямой выход на европейский рынок двумя путями: понуждением Украины и Белоруссии к приватизации или к передаче в управление «Газпрому» транзитных трубопроводов и путем прокладки новых газопроводов по дну Черного и Балтийского морей в обход стран-транзитеров.

Взять под свой контроль газотранспортную систему Украины никак не получается. Чуть лучше обстоят дела с белорусской трубой. Получив многомиллиардные долларовые преференции, три года назад Минск согласился на постепенную передачу «Газпрому» половины «Белтрансгаза». Однако к ожидавшейся транзитной независимости этот шаг не приведет. Перекрыв на прошлой неделе в ходе торговых войн с Россией по экологическим причинам небольшой трубопровод, по которому российские нефтепродукты транспортировались в Латвию, Минск прямо показал Москве, как он будет действовать в случае новых размолвок в отношении магистрального газопровода.

Учитывая степень изношенности построенных еще в советские годы трубопроводов, Россия за свои миллиарды долларов купила не транзитную свободу, а новые проблемы. Мало того, что против нее в любой момент может быть применено «экологическое оружие», которое молчит, пока трубопровод белорусский, так и вина «Газпрома» за возможные в этом случае недопоставки газа в Европу будет более очевидной, чем сейчас, когда срывы поставок списывают на политические происки и финансово-экономические просчеты стран-транзитеров. В Европе привыкли сурово наказывать не блюдущих экологию нерадивых собственников. А именно таким собственником магистрального газопровода «Газпром» может стать в Белоруссии уже через год. Интересно, что многие наблюдатели восприняли действия властей по перераспределению в пользу «Газпрома» долей иностранных компаний в проекте «Сахалин-2», как экологический шантаж, а Митволя - как оружие перераспределения активов. Того же ряда история с прекращением поставок нефти на Мажейкяйский НПЗ в Литве... Научили на свою голову!

Буксуют пока и проекты прокладки обходных газопроводов по дну Балтики и Черного моря. На пути Nord Stream встали шведские экологи. Да и финны оказались перед дилеммой – дать добро российскому трубопроводу или проекту освоения этого участка Балтики группой финских бизнесменов. В первом случае Хельсинки получит обвинения в небрежении интересами своих предпринимателей, во втором – может рассчитывать на какие-никакие налоги и новые рабочие места. Не исключено, что примеру финских бизнесменов последуют бизнесмены в других странах, через воды которых должен пройти Nord Stream.

Не лучше ситуация и с South Stream. Союзники по его прокладке крайне ненадежны. Болгария уже заявила, что хочет пересмотреть условия своего участия в проекте. Сербия хоть его и поддерживает, одновременно выражает желание присоединиться к альтернативному проекту Nabucco. При этом Туркменистан – потенциальный основной источник газа для обоих проектов – делает противоречивые заявления то в пользу России, то в пользу Nabucco.

Выходит, что, решая транзитные проблемы, Россия не только выделяет десятки миллиардов долларов на покупку и строительство трубопроводов, но и создает условия для шантажа со стороны все новых стран. Между тем есть третий путь получения транзитной независимости – создание мощностей по сжижению природного газа с последующей транспортировкой СПГ к конечному покупателю по морю. Из-за дороговизны он до сих пор всерьез не рассматривался. Возможно, стране нужно еще не один раз наступить на старые грабли, потратить не десятки, а сотни миллиардов долларов на иллюзии независимости, чтобы понять, что другого пути обеспечения настоящей транзитной независимости у нас нет.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 28.07.09)

"