Posted 28 апреля 2011,, 06:43

Published 28 апреля 2011,, 06:43

Modified 20 августа 2022,, 20:25

Updated 20 августа 2022,, 20:25

Либо дорого, либо ничего

28 апреля 2011, 06:43
"Ручное управление" рынка привело к дефициту бензина в стране ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ Татьяна Ростовцева Сразу в ряде регионов страны охватил кризис моторного топлива. Как и писали ранее "Финансовые Известия", такого развития событий вряд ли можно было избежать. Независимые представители розничного рынка обратились со своими проблемами в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Сюжет
ФАС

"Ручное управление" рынка привело к дефициту бензина в стране

Татьяна Ростовцева

Сразу в ряде регионов страны охватил кризис моторного топлива. Как и писали ранее "Финансовые Известия", такого развития событий вряд ли можно было избежать. Независимые представители розничного рынка обратились со своими проблемами в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Игорь Артемьев, глава российской антимонопольной службы, увидел в поведении нефтяных компаний признаки нарушения законодательства. По результатам совещания было принято решение направить предупреждения руководителям нефтяных компаний о необходимости стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Кроме того, ФАС решила проинформировать премьера о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов. Однако аналитики считают, что самый простой способ избежать дефицита на внутреннем рынке — это отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении продаж в РФ.

На этой неделе в Алтайском крае приостановили работу более половины из 700 АЗС. "Край просто парализован", — рассказал корреспонденту "Финансовых Известий" глава Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Кризис на топливном рынке региона возник из-за отказа компаний "Роснефть" и "Газпром нефть" отгружать топливо частным операторам и отпуска нефтепродуктов только на свои АЗС. "Нам говорят, что у них нет свободных объемов для продажи топлива частным операторам, что они отгружают согласно заключенным ранее контрактам. Как я понимаю, это экспортные контрасты. Экспортная цена на 30-40% по разным видам топлива выше. Соответственно они не хотят терять деньги на внутреннем рынке, а заработать их на экспорте", — отмечает Юрий Матвейко.

Более того, на АЗС самих нефтяных компаний, половина которых, кстати, также была закрыта, отпускали по 20 литров "в руки" корпоративным клиентам по пластиковым картам, кто делал предоплаты вперед за эти дни. По словам Юрия Матвейко, в ближайшее время стоит ожидать остановки работы остальных АЗС в крае, если в самое ближайшее время не пойдут отгрузки с Омского и Ачинского НПЗ. "Будет совсем грустно", — резюмирует глава краевого топливного союза. Между тем повод для грусти есть еще в ряде регионов. В Брянской области обнулились ценники на АЗС на бензин АИ-92 и АИ-95. Такая же ситуация в Мурманской области. Самые ходовые виды топлива практически исчезли. "Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и в Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", — пояснил президент РТС Евгений Аркуша.

В регионах объясняют ситуацию закрытием российских НПЗ на ремонт. Однако стоит заметить, что, несмотря на то, что нефтяные компании никогда не раскрывают свои графики закрытия заводов, чтобы избежать ажиотажа и спекуляции на рынке, ни в прошлом, ни в позапрошлом году такой ситуации не было. Нефтяники никогда не ремонтируют свои заводы летом и зимой. В первом случае потому как это сезон самых активных продаж, во втором — потому что холодно, поэтому дорого проводить работы. Остается короткий промежуток осенью и весной. И так каждый год. Поэтому сюрпризов никаких в этом плане нет. Проблема имеет другие причины.

В конце 2010 года правительство РФ одобрило новые, рекордно высокие акцизы на нефтепродукты, повысив их примерно на 65—110% с уровня 2010 года. Что соответственно привело к росту цен на моторное топливо в начале года. А в самом начале февраля Владимир Путин отметил негативную тенденцию роста цен и приказал нефтяникам снизить стоимость. Федеральная антимонопольная служба инициировала "третью волну" антимонопольных дел в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Вслед за этим компании начали оперативно снижать розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на автобензин. Более того, после снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. А тем временем с начала года мировые цены на "черное золото" повысились на четверть. Поэтому экспорт стал гораздо привлекательнее. Компания "Кортес" цитирует слова президента "Газпром нефти" Александра Дюкова, который заявил, что сейчас начался процесс "вымещения нефтепродуктов с внутреннего рынка". "Экспортные нет-бэки по нефтепродуктам выше, чем внутренние цены, и это стимулирует трейдеров наших соседей покупать нефтепродукты на бирже, на заводах наших. В результате мы начинаем дотировать другие страны, что неправильно. И это неизбежно через какое-то время приведет к возникновению дефицита на внутреннем рынке", — отмечает глава "Газпром нефти".

Он также заявил, что не считает текущие цены на топливо в России высокими. "Они ниже, чем в европейских странах, например, где цены на бензин, на дизельное топливо выше на 40—50%, чем в РФ. Возьмем США, а это добывающая страна, и здесь налогообложение менее жесткое по отношению к нефтяным компаниям. Доля налогов в цене на бензин в США составляет лишь 11 %, в то время как доля налогов в цене российского бензина достигает 60%",—добавил глава "Газпром нефти". Нефтяники не комментировали ситуацию в регионах, которые охватил топливный кризис. В "Роснефти", "ЛУКОЙЛе", ТНК-BP, "Газпром нефти" и "Башнефти" отказались предоставить информацию об объемах поставляемых на внутренний рынок и на экспорт. При этом в некоторых компаниях не скрывали того, что это не в их интересах, дабы избежать лишних вопросов от регуляторов.

По данным компании "Кортес", в то время как оптовые цены растут, розничные снижаются. После того как в феврале Владимир Путин попросил нефтяников снизить цены на топливо — оптовые цены увеличились от 2 до 4%, розничные, наоборот, столько же потеряли в цене. По словам Юрия Матвейко, на совещании представители независимых АЗС попросили снизить оптовые цены на моторное топливо. "Сегодня 92-й бензин на бирже торговался за 3 2 тысячи, а у нас он стоит 21 рубль за литр", — говорит собеседник. Независимые продавцы топлива не могут позволить себе покупать бензин в отовом звене по 32 рубля за тонну и продавать на своих АЗС по 21 рублю. Потому как на АЗС ВИНК цена именно такая. Матвейко отметил, что они также просили выделить для них дополнительные объемы топлива. По его словам, завтра ФАС донесет информацию до нефтяных компаний.

Аналитики сегодня говорят о том, что самый простой способ избежать дефицита на внутреннем рынке — это отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении продаж в РФ. Такого мнения придерживается Андрей Полищук, аналитик компании "Брокеркредитсервис". В целом же он отмечает, что необходимы постепенные шаги по увеличению мощностей и глубины переработки нефтеперерабатывающих заводов, строительству новых НПЗ и развитию конкуренции на внутреннем рынке. Но опять же, чтобы компании были заинтересованы в инвестициях в перерабатывающие активы, нельзя намеренно сдерживать рост цен.

В Российском топливном союзе обеспокоились ситуацией давно. Как заявил глава объединения Евгений Аркуша, ими было инициировано совещание по этому вопросу у Игоря Артемьева в Федеральной антимонопольной службе. К антимонопольщикам были приглашены независимые представители розничного рынка. И консенсус был найден. Игорь Артемьев усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства. "Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за который антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", — прокомментировал руководитель ведомства. По результатам совещания было принято решение направить предупреждения руководителям нефтяных компаний о необходимости стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, а также запросить с них объяснения о причинах возникновения товарного дефицита. ФАС России проинформирует председателя правительства Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов.

"