Posted 27 апреля 2010,, 08:01

Published 27 апреля 2010,, 08:01

Modified 20 августа 2022,, 20:28

Updated 20 августа 2022,, 20:28

Дорогой друг

27 апреля 2010, 08:01
ПРОФИЛЬ Петр Орехин "Газ в обмен на флот" - так можно коротко сформулировать суть новых российско-украинских соглашений. Лояльность Киева стоила Москве $40 млрд. В соответствии с документами, подпи-санными на прошлой неделе в Харькове Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем, Украина получила желанную скидку на газ, а Россия добилась права оставить Черноморский флот в Севастополе до 2042 года.
Сюжет
Украина

ПРОФИЛЬ

Петр Орехин

"Газ в обмен на флот" - так можно коротко сформулировать суть новых российско-украинских соглашений. Лояльность Киева стоила Москве $40 млрд.

В соответствии с документами, подпи-санными на прошлой неделе в Харькове Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем, Украина получила желанную скидку на газ, а Россия добилась права оставить Черноморский флот в Севастополе до 2042 года.

В выигрыше оказываются, пожалуй, все участники сделки. Украина получила дисконт в 30% от контрактной цены, то есть в 2010 году она будет платить не $300 с лишним за тысячу кубометров, а $230. Новая цена начнет применяться со второго квартала. Президент Украины оценил размер средств, которые страна сможет сэкономить за десять лет (время действия контракта с "Газпромом"), в $40 млрд - примерно по $4 млрд в год, исходя из текущего уровня цен и согласованных объемов закупок газа не менее 40 млрд кубометров со следующего года.

Такой поворот событий позволит украинскому правительству не расходовать средства госбюджета и займы иностранных финансовых институтов на газовые платежи. При этом национальная компания "Нафтогаз Украины" сможет не просто свести концы с концами, а, возможно, даже получить небольшую прибыль. Потребители газа эти изменения практически не почувствуют, поскольку тарифы для них фиксированные, и они были все это время ниже, чем те цены, по которым Украина покупала российский газ.

Нельзя также забывать, что Черноморский флот России финансируется из российского бюджета, но при этом создает немало рабочих мест на Украине, что в условиях кризиса становится очень важным фактором.

"Газпром", несмотря на предоставленную скидку, не теряет ничего. Ему выпадающие доходы будут компенсированы… из бюджета России путем предоставления льготы по экспортной пошлине на газ, поставляемый на Украину. Российский концерн также сохранил в контракте формулу цены и условие "бери или плати". При этом компания еще и получает выгоду, поскольку уменьшит платежи за транзит своего газа через террито-рию Украины.

Как пояснили "Профилю" в "Нафтогазе", "ставка транзита зависит от цены импортируемого природного газа, соответственно, при снижении закупочной цены снижается и тариф на транспортировку". Формулу расчета ставки за транзит никто не менял, подтверждают в "Газпроме". Изменились лишь сроки оплаты транзита, что, вероятно, связано с необходимостью провести перерасчет ставки. Теперь, как пояснили "Профилю" в "Газпроме", 80% стоимости транзита "Газпром" будет оплачивать до 6-го числа следующего месяца, а 20%, как и раньше, до 20-го числа следующего месяца. По первым, приблизительным оценкам, "Газпром" сэкономит на транзитных платежах порядка $1 млрд в этом году и около $1,5 млрд в дальнейшем.

"Газпрому" изменение цены газа для Украины выгодно, так как он сможет продать больше газа, что важно в условиях сокращения спроса из-за кризиса. При этом скидку украинцам дает не "Газпром", а правительство России", - отмечает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Для России достигнутые соглашения, действительно, экономически затратны. "Со-глашение экономически выгодно Украине", - полагает вице-президент Центра по-литических технологий Георгий Чижов. Россия же в данном случае руководствова-лась совсем не экономическими, а, скорее, политическими мотивами. "Ситуативно для Кремля подписанные соглашения - это победа. То не могли добиться от Украины ничего, а тут - договор по Черноморскому флоту на 25 лет", - отмечает он. Соглашение фактически ставит крест на планах Украины по вступлению в НАТО, потому что туда нельзя принять страну, на территории которой расположена чужая военная база. В общем, несколько миллиардов долларов из российского бюджета - это фактически плата за лояльность соседей.

"Выигрывают все: "Газпром" сохраняет свои выгодные позиции, Украина получает скидку, а Кремль демонстрирует, что в этой части света заключает сделки и повелевает геополитикой", - приводит американская газета The Wall Street Journal комментарий Мэттью Сэджерса из Cambridge Energy Research Associates.

Однако сказать, что теперь все будет хорошо и для России, и для Украины, нельзя. Виктору Януковичу еще предстоит сражение в Верховной раде, которая должна ратифицировать подписанный документ. Георгий Чижов говорит, что однозначно поддержат договор только коммунисты. "Даже у отдельных депутатов "Партии регионов", не говоря уже о представителях других фракций, могут возникнуть сомнения, - полагает он. - Голосование "за" по флоту может стать для них несмываемым черным пятном".

Значительная часть "прозападных" украинских избирателей совсем не обрадуется 25-летнему договору по Черноморскому флоту. Это в дальнейшем сильно ограничит возможность политического маневра для Виктора Януковича и его соратников и даст сильные козыри в руки Юлии Тимошенко и других оппозиционеров.

Впрочем, если Украина вдруг решит отказаться от достигнутых соглашений, Россия имеет возможность вернуть старые цены на газ - без всяких скидок. Это серьезный аргумент, но разве что-то подобное может остановить, например, Юлию Тимошенко?

Тем не менее Георгий Чижов считает, что, исходя из текущей политической ситуации, Виктор Янукович сможет продавить ратификацию соглашения в Раде. Он также отмечает, что, скорее всего, не будут иметь перспективы и возможные иски в Конституционный суд Украины. Напомним, что предварительно голосование по ратификации соглашения о базировании Черноморского флота России в Верховной раде Украины и Государственной думе запланированы на 27 апреля.

Конечно, соглашения не дают гарантии того, что в дальнейшем в двусторонних отношениях не возникнет проблем. Так, не ясна судьба многострадального консорциума по управлению газотранспортной системой Украины (ГТС). Тема не снята с повестки дня, но комментировать ее ни в "Газпроме", ни в "Нафтогазе" не хотят. Представитель украинской компании сказал, что "это тема межправительственных переговоров".

Сергей Правосудов полагает, что вопрос создания консорциума по модернизации украинской ГТС будет актуальным и в дальнейшем, так как Украине важно сохранить объем транзита российского газа по своей территории. "В настоящее время планируется, что после завершения строительства "Северного потока" часть украинского транзита перейдет в этот газопровод, - отмечает он. - Очевидно, что расширить украинскую ГТС дешевле, чем построить "Южный поток", но этот газопровод важен с точки зрения диверсификации поставок. Однако его можно построить пропускной способностью не 63 млрд куб. м, а 31-32 млрд куб. м. Кроме того, "Газпром" будет стремиться увеличивать продажи газа платежеспособным украинским предприятиям".

Есть также и сомнения в том, что дружба будет долгой, поскольку стороны в прошлом не раз подводили друг друга, а в своих действиях они руководствуются исключительно личной выгодой и некими собственными понятиями о том, как должна себя вести другая сторона.

"Янукович подтвердил многовекторность своей внешней политики, заявив о стремлении сотрудничать и с США, и с Евросоюзом. Россия, как мне кажется, сейчас к этому морально не готова, - считает Георгий Чижов. - Поэтому довольно скоро могут начаться обиды. И тогда станут видны слабые стороны этого соглашения. Я не исключаю, что уже в этом году могут возникнуть спорные моменты".

"