Posted 26 ноября 2009,, 07:46

Published 26 ноября 2009,, 07:46

Modified 20 августа 2022,, 20:30

Updated 20 августа 2022,, 20:30

Море новых возможностей

26 ноября 2009, 07:46
Преодолев разногласия и недоверие, прикаспийские страны могут завершить совместный прорыв в будущее ИЗВЕСТИЯ Олег Цыганов, Шамиль Меджидов, Александр Караваев Каспийское море за тысячелетия человеческой истории видело взлеты и падения многих лидеров, держав и государств — от Азии до Европы. Теперь начался качественно новый этап: в силу наличия современных технологических возможностей, огромный хозяйственный потенциал моря может послужить мощной платформой для беспрецедентного процветания всего региона.

Преодолев разногласия и недоверие, прикаспийские страны могут завершить совместный прорыв в будущее

Олег Цыганов, Шамиль Меджидов, Александр Караваев

Каспийское море за тысячелетия человеческой истории видело взлеты и падения многих лидеров, держав и государств — от Азии до Европы. Теперь начался качественно новый этап: в силу наличия современных технологических возможностей, огромный хозяйственный потенциал моря может послужить мощной платформой для беспрецедентного процветания всего региона. Притом мирного и всеобщего, без ущерба для какой-либо из стран. Для двух империй — России и Ирана (Персии), — начиная с середины XIX века Каспий уже был своеобразным неисчерпаемым тылом для их внешнего развития. Но, пожалуй, еще не было такого периода, чтобы этот регион — исторический стык цивилизаций, их окраина интересовала буквально весь мир. Таков сегодняшний уровень взаимопроникновения интересов, уровень глобализации.

О регионе Каспийского бассейна на Западе часто рассуждают в геополитических категориях, его понимают как северную границу Большого Ближнего Востока, достаточно стабильную и развивающуюся. Но Каспий является не только точкой фокусировки внешних интересов. Прежде всего это дом и хозяйственный двор, а зачастую и житница для тех народов и государств, которые непосредственно выходят на берега этого моря. Это особенно актуально для Азербайджана. Наиболее широкой (длинной) береговой линией в пропорциональном отношении к другим каспийским странам он открыт морскому простору. Развитие страны и столицы Баку непосредственно зависит от состояния ресурсов моря, от правовых условий деятельности, уровня безопасности данного водоема. В публикуемом материале мы постараемся поговорить не только о задачах Азербайджана на Каспии, но и о других стратегиях развития, присущих остальным странам каспийской "пятерки". Покажем, как решаются вопросы правого статуса и секторального деления моря; задачи развития транспортных коммуникаций; вопросы военного развития и безопасности; наконец, остановимся на проблемах экологии и опишем потенциал туристического бизнеса.

Мы побеседовали с заместителем министра иностранных дел Азербайджана Халафом Халафовым. Он любезно согласился ответить на наши вопросы. Нашими вопросами и его ответами мы проиллюстрировали этот материал.

1. Правовой статус размежевания недр и акватории

Рядовых проблем в мировой политике не бывает, но ситуация вокруг урегулирования правового статуса Каспия выгля дит особенно сложной, пос кольку здесь присутствует сразу несколько измерений. С одной | стороны, проблема в достаточной степени новая, то есть рождена распадом Советского Союза и является частью процесса раздела советского наследия. Каждый из участников этого процесса нащупывает свой путь и естественно желает получить максимум. С другой стороны, если бывшие советские республики в целом соглашаются на уступки друг другу (между Казахстаном, РФ и Азербайджаном многие вопросы сняты), то позиция Ирана, преследующего задачу компенсировать былую ограниченность своей хозяйственной деятельности на Каспии в советский период, более жесткая.

ВОПРОС: Переговоры по определению правового статуса Каспийского моря ведутся, можно сказать, с момента распада Советского Союза и возникновения новых независимых государств. Каково, на ваш взгляд, основное содержание этого процесса и можно ли считать, что прибрежные страны сегодня гораздо ближе к разрешению каспийской проблематики, нежели 10-15 лет назад?

Халаф Халафов: Переговорный процесс имеет солидную базу. В 1996 году на встрече министров иностранных дел в Ашхабаде была создана постоянно действующая специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел, которая с первых же дней своей деятельности приступила к разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В начале ноября нынешнего года в том же Ашхабаде прошло уже 26-е заседание рабочей группы. За истекшие 13 лет по многим аспектам правового статуса произошло сближение позиций сторон. Подписание соглашения между Азербайджаном, Казахстаном и Россией о разграничении дна Каспийского моря явилось значительным продвижением и стало новым этапом в переговорном процессе. Оно заложило основу нормативно-правового закрепления секторального разграничения дна Каспийского моря между прибрежными государствами.

Принята рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря. Сейчас идет работа над принятием дополнительных протоколов к данной конвенции в различных сферах защиты экологии. Прибрежные страны на базе конвенции осуществляют сотрудничество и решают соответствующие проблемы, связанные с экологией Каспийского моря. Наряду с этим ведутся двусторонние переговоры между прибрежными странами относительно продолжения разграничения дна Каспия между Азербайджаном и Туркменистаном и Азербайджаном и Ираном. Думаю, что и двусторонние и многосторонние переговоры в целом направлены на достижение общих договоренностей по правовому статусу Каспийского моря. Если сравнить сегодняшнюю ситуацию с началом переговорного процесса, то мы можем видеть значительную разницу в плане согласования общих подходов к разрешению каспийской проблематики и определения основных параметров, по которым прибрежные государства должны достичь конкретных договоренностей. Кроме того, не могу не отметить, что Ашхабадский саммит 2002 года и Тегеранский саммит 2007 года создали хорошую базу для поддержания и интенсификации переговорного процесса. Особо хочу выделить результаты Тегеранского саммита, который способствовал еще большему сближению позиций и согласованию общих подходов по ряду принципиальных элементов использования водной поверхности, выработке новых предложений по вопросам сотрудничества между соответствующими структурами в сфере безопасности и борьбы с новыми вызовами иугрозами, а также развитию экономического сотрудничества между прибрежными странами.

Ясно также, что другие каспийские страны не станут пересматривать достигнутые договоренности в ущерб своим интересам ради компромисса с Ираном. Процесс раздела ресурсных территорий сам по себе не прост, а на Каспии он сопряжен с ограничениями и уступками между соседями. К этому добавляются факторы макроэкономики, ведь делятся пространства и недра, оцениваемые в миллиарды долларов. Отсюда и сложность юридического определения параметров хозяйственной деятельности (на дне, на поверхности воды и в недрах) — глобальные интересы в экологии, рыболовстве, транспорте, в любой другой сфере деятельности. Все они подчинены прежде всего национальным интересам каждой страны. Из этих же интересов вытекают и вопросы контроля безопасности, военного применения, на которые каждая страна вольна отвечать по-своему и имеет на это полное право.

Решение многих каспийских проблем находится внутри комплекса вопросов по урегулированию правового статуса моря. Рабочие группы правительств пяти стран более десятка лет работают над этой тяжелой юридической проблемой. Прикаспийские государства стремятся как можно скорее определиться с юридической принадлежностью ресурсов, добываемых на шельфе, поскольку отсутствие системных правовых договоренностей определенным образом сдерживает развитие региона Каспия. Сдерживает, но не останавливает.

Между "пятеркой" прикаспийских стран — Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном есть договоренность о необходимости подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Рано или поздно она будет подписана. До вступления в силу этого нового документа продолжают действовать советско-иранские договоры от 26 февраля 1921 года и 25 марта 1940 года. Они регламентируют режим свободы судоходства и рыболовства на море. Но вопросы недропользования и природоохранной деятельности этими договорами не регулировались.

Современные принципы раздела Каспия зафиксированы в документах, регламентирующих недропользование в северной части моря, они заключены между Россией и Казахстаном, между Россией и Азербайджаном, и на трехстороннем уровне между Россией, Азербайджаном и Казахстаном. В перспективе эти соглашения позволят достигнуть компромисса в отношении всей акватории моря.

Нынешняя повестка дня по вопросу о правовом статусе Каспия была обозначена в ходе прошедшего 16 октября 2007 года в Тегеране второго саммита глав прикаспийских государств. Основными пунктами данной позиции, сохранившими актуальность до настоящего момента, являются:

— раздел акватории Каспия на внутренние воды, территориальные воды размером не менее 12 морских миль, рыболовные зоны размером 25-30 морских миль и общее водное пространство. В основу этого предложения легли отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года;

— обозначение линии государственной границы между прикаспийскими государствами по внешним рубежам территориального моря. В пределах этой границы каждое прибрежное государство должно осуществлять исключительную юрисдикцию и обладать всей полнотой власти в соответствующей зоне Каспия;

— предоставление всем прикаспийским странам в рамках общего водного пространства права на свободу судоходства и рыболовства на основе согласованных квот вылова и лицензирования промысла;

— юридическое оформление взаимодействия прикаспийских государств в сфере использования, охраны и воспроизводства биоресурсов Каспия путем подписания в этих целях соответствующего пятистороннего соглашения. В частности, предлагается установить распределение квот на вылов осетровых, при котором из всего общего допустимого улова Иран получает 45%, Россия—27%, остальные три государства—28%;

— закрепление в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря положения о праве внутриконтинентальньгх прикаспийских государств на свободу транзита всеми транспортными средствами и доступа к другим морям и Мировом)' океан)', предусмотренные в ряде универсальных международных договоров.

Теперь подробнее о том, как стороны двигались навстречу друг другу. Важным этапом в новой трактовке раздела моря стало подписание Казахстаном и Россией в июле 1998 года соглашения о разграничении дна северной части Каспийского моря для осуществления суверенных прав на недропользование.

Отношения Москвы и Баку ощутимо сблизились после визита в Азербайджан президента Владимира Путина в январе 2001 года. Венцом усилий трех стран стало общее соглашение между Казахстаном, Азербайджаном и Россией о точке стыковки линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, достигнутое 14 мая 2003 года. После этого основные усилия Баку были направлены на достижение согласия с Ираном и Туркменистаном. Были образованы двусторонние комиссии, которые занимаются согласованием позиций. Серьезных прорывов в направлении Ирана достичь пока не удалось. Но со сменой лидера в Туркмении, Баку и Ашхабад начали более активные консультации на системной основе. Возобновились переговоры на межведомственном уровне, новый импульс получила транспортная паромная линия Баку — Туркменбаши. Обсуждаются различные варианты экспорта туркменского газа через территорию Азербайджана.

ВОПРОС: Насколько велика вероятность того, что Россия, Казахстан и Азербайджан, придерживающиеся общей позиции о секторальном делении Каспийского моря на основе срединной линии с учетом общепризнанных принципов международного права, смогут убедить Иран, настаивающий на равнодолевом разделе водоема, (по 20%) и Туркменистан в правомочности, целесообразности и рациональности занимаемого ими подхода? И каким представляется вам будущее Каспийского региона, в случае если Тегеран и Ашхабад так и останутся при своем мнении?

Халаф Халафов; Азербайджан, Казахстан и Россия, договорившись и подписав соглашение о разграничении дна Каспийского моря, заложили хорошую основу для продолжения переговоров между прибрежными странами. Разграничение дна между Азербайджаном, Россией и Казахстаном осуществлено на основе принципа срединной линии с учетом общепризнанных норм международного права. Этот принцип служит основой для достижения договоренностей и с Тегераном, и с Ашхабадом. Вы отметили, что Иран выступает за раздел водоема на условиях равных долей по 20 процентов. Я могу констатировать, что раздел морского дна на условиях равных долей не обсуждается ни в двустороннем, ни в многостороннем формате переговоров. С Ираном мы ведем переговоры на основе принципов и норм международного права, общепризнанных методик разграничения подобных водоемов. Во всех этих методиках принцип срединной линии является основополагающим. Что же касается переговоров Азербайджана с Туркменистаном, то они носят регулярный характер. Мы надеемся, что наработанный в ходе переговоров потенциал позволит нам достичь взаимоприемлемых договоренностей по разграничению дна Каспийского моря между Азербайджаном и Туркменистаном. Ну а что касается будущего, то мы видим Каспийский регион зоной мира, стабильности, безопасности, взаимного доверия и сотрудничества. И уверен, что в этом позиции всех пяти прикаспийских государств совпадают.

В ноябре 2008 года во время визита в Ашхабад президента Азербайджана Ильхама Алиева прозвучали предложения о совместной разработке спорных углеводородных месторождений ("Кяпаз"). Несмотря на то, что в советских технических картах "Кяпаз" относили к азербайджанской части моря, Баку в одностороннем порядке отказался от освоения данного месторождения до определения отношений с Туркменистаном. Ожидается, что в будущем Азербайджан и Туркменистан используют опыт своих северных соседей—России и Казахстана, разделивших спорные месторождения по принципу "50 на 50".

В настоящий момент Баку поддерживает:

— раздел водоема исходя из секторального деления по срединной линии, но без образования "внутренних морей", чтобы границы секторов считались государственными границами;

— предложение Казахстана юридически закрепить право прикаспийских государств на свободный транзит через внутренние воды России транспортных средств к другим морям и Мировому океану;

— предложение Казахстана о согласовании маршрутов подводных трубопроводов лишь теми странами, по территории которых они могут проходить.

Камнем преткновения для всех каспийских стран остается позиция Ирана. Первоначально Тегеран соглашался с российским предложением объявить собственностью каждого государства только 45-мильную прибрежную зону, а остальную акваторию оставить в совместном пользовании. Но после заключения договоренностей России с Казахстаном в 1998 году о разделе Каспия на национальные сектора позиции Ирана и России по этой проблеме разошлись. Иранская сторона окончательно определилась с самостоятельной позицией, выступив против разделения Каспия на национальные сектора, считая, что энергетические ресурсы моря должны разрабатываться на равноправной основе всеми прибрежными государствами.

Для Азербайджана именно Иран стал самым серьезным оппонентом в продвижении идеи секторального деления Каспийского моря. Причем в позиции официального Тегерана присутствуют противоречия, позволяющие Баку сохранять вектор прежней политики. Отказавшись от вхождения в консорциум по освоению блока месторождений "Азери—Чыраг— Гюнешли" (АЧГ), Иран спустя несколько лет согласился на 10% участия для своей национальной нефтяной компании NIOC в разработке газовой структуры "Шахдениз", также располагающейся в азербайджанском секторе Каспийского моря.

В июле 2001 года на Каспии произошел первый и пока последний вооруженный инцидент между двумя прикаспийскими странами. Иранские боевые корабли помешали реализации проекта международного консорциума под руководством британской ВР по освоению перспективных структур "Алов", "Араз" и "Шарг", расположенных в южной части Каспия в районе морской границы Азербайджана и Ирана. С того времени исследования блока "Араз-Алов-Шарг" с примерными запасами газа в 700 млрд кубометров приостановлены, а международный консорциум в составе азербайджанской ГНКАР, британской ВР, американского Exxon Mobil, норвежской Statoil, турецкой ТРАО и канадской Alberta Energy заморозил свою деятельность. В настоящий момент, согласно официальным заявлениям представителей азербайджанского. МИД, без согласования границ на Каспии не может быть и речи о разработке этих месторождений.

Иран настаивает на разделе моря по принципу равных долей (20% каждому). При таком раскладе национальный сектор Ирана становится больше, чем при установлении границы, которая пройдет в случае раздела по срединной линии. Это, безусловно, породило бы новые проблемы, например, ограничение свободы судоходства. Согласно принципу раздела Каспия на национальные секторы по методу срединной линии Азербайджану приходится немногим более 19%, Ирану отходит 14%, России—до 19%>, Казахстану— более 29% и Туркмении —немногим более 19%.

2. Аспекты военной безопасности

Москва предлагает интегральные формы сотрудничества прикаспийских государств по контролю безопасности и координации военного планирования, подразумевая при этом недопустимость присутствия нерегиональных вооруженных сил. Здесь мы выходим за рамки сугубо каспийской проблематики. Вернее, региональные проблемы безопасности сложно переплетаются с актуальными вопросами мировой политики, такой как ядерная программа Ирана и возможный военный ответ на эту программу со стороны США и их военных союзников. Все каспийские страны с единых позиций выступают против военного решения этой проблемы.

О соотношении ВМС прибрежных государств, характере их обновления, планах их развития и сотрудничества с внешними игроками уже достаточно информации как в открытых, так и в специализированных изданиях. Отметим лишь общие черты. Очевидно, что милитаризация Каспия в известной степени публицистический миф. Уровень военной мощи всех флотилий "пятерки" едва дотягивает до половины потенциала бывшей Каспийской флотилии СССР (по некоторым оценкам, до трети). О некоторых флотилиях вообще нельзя говорить как о самостоятельных силах внутри национальных ВС. Самым мощным военным потенциалом обладают российская и иранская флотилии, в составе которых ракетные корабли, тральщики, эсминцы, десантные корабли, внушительная поддержка ВВС. Значительное военное преимущество над всеми по-прежнему остается за Россией. Остальные флотилии можно назвать развивающимися структурами силовой поддержки пограничных сил (структурно они и подчинялись как раз пограничникам).

Но в отношении траектории развития флотилий второго уровня — (по составу и количеству кораблей они распределяются так: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) — можно делать определенные выводы. Ясно, что будет продолжен процесс оптимизации-модернизации сил. Туркмения, обладающая только патрульными катерами, планирует закупить два малых ракетных корабля. И построить базу к 2015 году. Азербайджану при разделе советского имущества досталась главная база Каспийской флотилии в Бакинской бухте. Однако из материального состава "наследуемой" флотилии осталось лишь то, что не смогли вывести российские моряки, то есть по сути металлолом. Со временем ситуация изменилась. На самых масштабных учениях азербайджанских пограничников (22-25 сентября 2009 года) был задействован практически весь объем сил: 29 кораблей, три вертолета, определенное количество артиллерии и бронетехники, а также около 2000 военнослужащих. В конце октября в Баку прошло первое совещание прикаспийских государств, посвященное вопросам безопасности. В ходе него представители каспийской пятерки согласились с необходимостью координации действий как по линии военных структур, так и гражданских сил, в частности МЧС.

ВОПРОС: Недавно в Баку состоялась встреча заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств по вопросам обеспечения региональной безопасности. Все страны "пятерки" единодушны в том, что Каспий должен оставаться зоной мира, стабильности и добрососедства. Как в таком случае можно прокомментировать заявление туркменской стороны о создании военно-морской базы на Каспии и намерение Тегерана сформировать командование морской обороны Исламской Республики?

Халаф Халафов: Вопросы безопасности на Каспии являются важным элементом правового статуса моря. На встрече в Баку рассматривался проект соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности по линии пограничных, таможенных служб и транспортных структур и структур по чрезвычайным ситуациям, органов внутренних дел и других соответствующих ведомств. Основной целью соглашения является создание рамок сотрудничества между соответствующими государственными структурами по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, контрабандой, торговлей людьми, незаконным оборотом оружия и наркотиков и другими современными вызовами и угрозами. Это направление сотрудничества является частью вопросов безопасности. Военно-политические аспекты обеспечения безопасности на Каспии обсуждаются отдельно в рамках проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Считаем, что вначале необходимо достичь общих принципиальных договоренностей (в рамках правового статуса) относительно военной деятельности на Каспии. В этой связи обсуждение идеи демилитаризации и вопросов урегулирования присутствия вооруженных сил на Каспии послужит выработке общих подходов прибрежных стран. Ключевым элементом в данной сфере, на наш взгляд, является обеспечение для всех прибрежных государств равных условий безопасности. Что же касается второй части вашего вопроса, по моему мнению, коль скоро Каспийское море рассматривается всеми прикаспийскими государствами как зона мира, стабильности и безопасности, то мы должны исходить из общей заинтересованности прибрежных стран не наращивать военную деятельность на Каспии.

3. Транспортные преимущества Каспия

В результате роста глобального интереса к Каспию существенно возрос объем иностранных инвестиций в реконструкцию портовых хозяйств Баку, Актау и Туркменбаши. Это отразилось на росте транзитных перевозок в регионе в направлении Восток—Запад. В частности, объем грузооборота Бакинского порта за последние три года увеличился на 25%. Ожидается, что резко возрастет интерес к паромной переправе из Баку в направлении порта Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркменистан), ранее известного как Крас-новодск. Сегодня правительства Туркмении и Азербайджана стремятся расширить функции этой переправы в рамках программы TRACECA. Есть планы превращения ее из железнодорожной в многоцелевую для перевозки автомобилей и пассажиров. Подписанное президентами Грузии, Азербайджана, Туркмении и Узбекистана в мае 1996 года четырехстороннее соглашение о функционировании коридора, соединяющего четыре государства, предоставляет среднеазиатским странам кратчайший выход к Черному морю. Соглашение предусматривает не просто восстановление транзита грузов, но и создание на его маршруте режима повсеместного благоприятствования грузопотокам, введение льготных тарифов, налаживание координации в системе охраны товаров на пути следования. В настоящий момент, при наличии груза, на линию Баку— Туркменбаши может выйти до 8 судов. Каждое судно может взять на борт 28 железнодорожных вагонов и 200 пассажиров. Расстояние между Баку и Туркменбаши, находящихся фактически на одной параллели, составляет 306 км. Это расстояние паром преодолевает за 12 часов. Для сравнения—нормативный срок . доставки груза из Баку в Ашхабад в обход Каспийского моря по ж/д магистралям России, Казахстана, Узбекистана составляет более недели.

Теперь о более традиционных для региона грузах. С началом добычи нефти на месторождении Кашаган в Казахстане (после 2010-2011 годов) предусматривается, что часть нефти, порядка 25 млн тонн, будет поставляться танкерами в трубопроводную систему Баку— Джейхан. В Министерстве энергетики и минеральных ресурсов Казахстана прогнозируют, что в 2015 году добыча нефти в стране достигнет 140 миллионов, в 2020 году она может выйти на 180 миллионов тонн. Азербайджан станет в ряду ключевых маршрутов экспорта казахстанской нефти. ГНКАР и компания "КазМунайГаз" подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве и совместной реализации Транскаспийского проекта, в состав которого войдут нефтеналивные терминалы на казахстанском побережье Каспия (нефтепровод Ескене—Курык), танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье и соединительные сооружения до системы Баку—Джейхан. Транскаспийская система станет частью проектируемой Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ). Данный проект является следующим этапом крупнейших транснациональных вложений на Каспии. Среди акционеров ККСТ кроме "Каз-МунайГаза" и ГНКАР фигурируют также компания Agip KCO и СП "Тенгизшевройл". Первоначальная стоимость вложений в нефтяной маршрут оценивается в $3 млрд.

В конце отметим значимость прикаспийской торговли для России. В 2008 году товарооборот России с этой группой стран составил $26,7 млрд (рост по сравнению с предыдущим годом на 21%).

4. Экология — ресурсы будущих поколений

Первым серьезным документом, подписанным всеми странами Каспия, был согласованный проект сохранения и использования биоресурсов, в соответствии с которым

водоем был признан уникальным природным образованием межгосударственного пользования (30 января — 2 февраля 1995 года в Ашхабаде). В 2003 году была подписана, а в августе 2006 года вступила в силу Тегеранская конвенция—единственный документ пятистороннего формата, определяющий параметры экологической безопасности. Согласно Рамочной конвенции, прикаспийские государства должны объединить свои усилия, чтобы восстановить природную среду Каспия и гарантировать его экологическую безопасность.

ВОПРОС: Россия выступает с инициативой создания Организации Каспийского Экономического Сотрудничества. Каково отношение Азербайджана к перспективе взаимодействия пяти прибрежных стран в рамках региональной организации по примеру того же Черноморского сообщества - ОЧЕС?

Халаф Халафов: После Тегеранского саммита было принято решение провести экономический форум в Астрахани с участием всех прикаспийских государств. Мы были активными участниками этой встречи. На ней были представлены многие экономические структуры наших стран. Обсуждали вопросы сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, эколо- гии и многие другие. В целом что касается механизма сотрудничества, то они могут быть различными и, естественно, реальные экономические взаимоотношения и обсуждение этих вопросов покажут, какой форме в будущем отдадут предпочтение прикаспийские страны.

В дальнейшем участники конвенции практически ежегодно согласовывали мероприятия по линии экологического мониторинга и сотрудничества. Так, например, бюджет конвенции на 2009 год составил $ 360 тыс. в равных долях от каждой из стран.

Каспий — это своеобразный терминал крупнейшей области внутриматерикового стока, который охватывает промышленные и добывающие регионы России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, что характеризует и масштабы загрязнения. 130 крупных и мелких рек впадают в море, принося с собой собранные со всей своей акватории промышленные и бытовые отходы.

Другой источник загрязнения — нефть. Достаточно всего десяти граммов "черного золота" на кубометр воды, чтобы сделать ее непригодной для жизни. Учитывая, что в нефтяной промышленности существуют вполне значимые проценты потери нефти при добыче и транспортировке, можно с уверенностью говорить о том, что непродуманное развитие нефтегазовой добычи в Каспийском море может очень скоро нарушить хрупкую экосистему закрытого

водоема и сделать ее опасной для обитающих здесь рыб и млекопитающих, а в конечном итоге и для прибрежного населения.

Ведущие эксперты-экологи, представители международных организаций и ряда известных зарубежных нефтяных компаний пытаются разработать новый экологический проект, предусматривающий выработку плана действий для зон повышенного загрязнения Каспия. Он призван активизировать сотрудничество на региональном уровне и предоставить сторонам необходимую техническую помощь и ресурсы. Одно из важнейших направлений проекта — оценка степени загрязнения Каспия и определение его источников, а также зон распространения и состава органических загрязнителей, оказывающих неблагоприятное воздействие на морскую среду и представляющих опасность для здоровья человека. В этих целях сегодня осуществляется ряд научных морских экспедиций, которые производят анализ ключевых трансграничных загрязнителей воды и донных отложений во всей прибрежной зоне Каспия.

Заметную активность проявляют и общественные организации. Центр регионального развития совместно с Министерством экологии и природных ресурсов планирует провести День Каспия. Данное мероприятие планируется провести совместно с махачкалинскими организациями, активисты постараются привлечь общественность, особенно молодежь, к очистке побережья Каспийского моря.

Стадо очевидным, что прикаспийским странам потребуется не менее 10-15 лет для восстановления запаса осетровых. Эта цель может быть достигнута, если все пять прикаспийских государств объявят мораторий на лов осетровых и будут соблюдать его. Необходимо окончательно сломать хребет браконьерству на Каспии и, конечно, активно вести работу по воспроизводству стерляди, осетра и белуги.

В прошлом году в Ашхабаде на заседании комиссии по биоресурсам Каспия Азербайджан впервые отказался от коммерческой квоты на вылов белуги (оставив только незначительную квоту для научно-исследовательских целей), а вылов шипа не осуществляется с 1979 года—с тех пор, когда эта редкая порода рыбы была занесена в Красную книгу.

В июле 2009 года в иранском городе Багдад-Энзели прошло 30-е заседание Межведомственной комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря. Представители Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана смогли прийти к общему мнению по нескольким важным вопросам, по которым в последние несколько лет наблюдались разногласия, — определение квот на вылов осетровых пород рыб. Азербайджан в текущем году получил право на вылов осетровых в размере 90 тонн. Туркменистану, не имеющему речного выхода в Каспий, опосредованно разрешили вылов 62 тонн. Для Ирана, России и Казахстана квоты составляют 440 тонн, 286,5 тонны и 182,5 тонны соответственно. Квоты же на экспорт мяса осетровых пород рыб должны оставаться для прикаспийских стран на уровне 50% от национальной квоты.

ВОПРОС: Жизненно важное значение для будущего Каспия и прилегающих регионов имеет сохранение его уникальных биологических ресурсов. Какие действенные шаги предприняты за последние годы и запланированы прикаспийскими странами на будущее для защиты экологии нашего общего моря?

Халаф Халафов: Вопросы экологии являются для нас приоритетными. Я уверен, что такой же позиции придерживаются и остальные прикаспийские государства. Я выше отметил, что одним из достижений по вопросам Каспийского моря является принятие Конвенции по защите окружающей среды моря. Конечно, биологические ресурсы — это достояние мирового значения. Осетровые виды рыб охраняются международной Конвенцией CITES. И мы должны в этом плане приложить больше усилий, для сохранения уникальных видов осетровых в Каспийском море. В этом смысле принятие соглашения о защите и сохранении биологических ресурсов Каспийского моря рассматривается в качестве важного приоритета. Однако некоторые элементы этого соглашения связаны с несогласованными еще пунктами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Мы стараемся в рамках разрабатываемой Конвенции завершить согласование принципиальных элементов, чтобы прийти к заключению Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря.

Хотел бы отметить, что в качестве конкретных шагов для защиты биоресурсов моря в Азербайджане восстановлены существующие заводы по разведению осетровых пород рыб, введено в действие новое современное предприятие мощностью 15 млн мальков в год, проводятся регулярные научно-исследовательские экспедиции по изучению состояния биоресурсов Каспия, ужесточены меры по борьбе с браконьерством. Кроме того, проводятся работы по углублению дна пре-дустьевого пространства реки Куры для увеличения возможности свободного прохода производителей осетровых на естественные нерестилища.

Туризм становится однна* из новых видов экономичес кой деятельности на Каспиг с большими перспективам!-развития. На Каспии появля ются не только дорогие яхть и отели, но и туристические зоны для широких слоев. I ближайшем будущем в Бакинской бухте на острове Бек" Зире начнется строительс тво туристической зоны Zire Island. На строительство 1С отелей, вилл, парков, объектов развлечений будет направлено $4 млрд. Несколько вперед в этом вопросе ушел Туркменистан. В национальной туристической зоне "Авазах протяженностью 16 км уже закончено строительство пяти комфортабельных отелей, они смогут принять более тысячи человек одновременно. Планом развития предусмотрено строительство около 60 гостиниц, четырех современных центров здоровья и отдыха для детей, а также крупных спортивных объектов. В настоящее время общая стоимость возводимых на каспийском побережье туркменских объектов уже составляет свыше $1,5 млрд. Ведется строительство нового аэропорта, автомагистралей, мощной газотурбинной электростанции, опреснительных и водоочистных сооружений. В рамках второй очереди застройки "Авазы" здесь появятся аквапарки, яхт-клубы, искусственная судоходная река и другие сооружения.

ВОПРОС: В ближайшее время в Баку ожидается проведение очередного, третьего по счету, саммита лидеров прикаспийских государств? Каких результатов вы ожидаете от этого форума?

Халаф Халафов: По результатам Тегеранского саммита было принято решение провести третий саммит в городе Баку. Мы исходим из того, что саммит — это значительное событие в жизни прибрежных стран. Поэтому полагаем, что подготовка к нему должна вестись весьма основательно для того, чтобы страны пришли к этому важному форуму со значительным продвижением в согласовании важных элементов правового статуса Каспийского моря. Мы решительно настроены провести плодотворную подготовительную работу с участием всех наших партнеров. Недавняя встреча заместителей министров иностранных дел по вопросам безопасности и начало процесса согласования проекта Соглашения в сфере безопасности также призваны стать одним из важных вопросов Бакинского саммита. Если нам удастся сблизить позиции сторон, то на саммит можно будет внести и другие важные вопросы, по которым удастся принять принципиальное решение.

Наиболее удачным и правильным с точки зрения экологии и качества жизни людей региона будет постепенная переориентация Каспия с нефтегазовой на туристическую деятельность. Азербайджан выступает именно за такую долгосрочную стратегию.

Таким образом, перед прикаспийскими государствами открываются сегодня самые блестящие перспективы. На основе сегодняшних технологий, привлекая мощный приток иностранных инвестиций (Каспийский регион в этом плане — один из самых привлекательных в мире), прикаспийские страны могут на качественно новом уровне подойти к использованию богатств моря. Сделать то, о чем мечтали сотни поколений людей, живших до нас, но они не смогли, так как слишком много времени и сил потратили на войны, споры, преодоление нищеты, слишком много времени было прожито в отсталости и забвении. Эти новые открывающиеся возможности должны послужить мощным стимулом для всех прикаспийских государств к тому, чтобы окончательно преодолеть разногласия и еще остающееся кое в чем недоверие — и вместе совершить рывок в будущее.

"