Posted 26 ноября 2004,, 07:25

Published 26 ноября 2004,, 07:25

Modified 16 августа 2022,, 21:36

Updated 16 августа 2022,, 21:36

Отказавшаяся от участия в проекте БТД ExxonMobil планирует экспортировать часть нефти из Азербайджана по ж/д

26 ноября 2004, 07:25
Отказавшаяся от участия в проекте строительства экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан американская компания ExxonMobil планирует часть своей нефти, добытой с контрактного блока "Азери-Чыраг-Гюнешли" в рамках его полномасштабной разработки, экспортировать на мировые рынки по железной дороге. Об этом сообщила журналистам представитель компании Лейла Рзакулиева.

Отказавшаяся от участия в проекте строительства экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан американская компания ExxonMobil планирует часть своей нефти, добытой с контрактного блока "Азери-Чыраг-Гюнешли" в рамках его полномасштабной разработки, экспортировать на мировые рынки по железной дороге. Об этом сообщила журналистам представитель компании Лейла Рзакулиева.

По словам Л. Рзакулиевой, в этой связи Exxon Azerbaijan LLC (дочернее предприятие ExxonMobil) заключила контракт с азербайджанской компанией Azpetrol, предусматривающий в течение 5 лет транспортировку 10 млн. тонн нефти с "АЧГ" по железной дороге через Грузию.

Между тем президент ГНКАР Натик Алиев данное решение компании объяснил тем, что ExxonMobil не достигла договоренности с BTC Co (оператор по строительству и эксплуатации нефтепровода БТД) по тарифам на прокачку своей нефти по этому трубопроводу. "Это связано только лишь с тем, что ExxonMobil, проводя переговоры с BTC Co., не достигла желаемого результата по тарифам, которые ей предложили. Тем не менее, переговоры с BTC Co продолжаются. Лично я за то, чтобы ExxonMobil вошла в BTC Co", - сказал Н. Алиев.

В период формирования трубопроводной компании BTC Co. из всех акционеров проекта разработки контрактного блока "Азери-Чыраг-Гюнешли", ставших участниками проекта "БТД", только ExxonMobil наряду с Devon Energy отказалась войти в ее состав, и тем самым стать одним из акционеров этого проекта. Таким образом, компания лишилась возможности получить льготный тариф на прокачку своей нефти по трубопроводу БТД, предусмотренный только для участников проекта (в среднем чуть более $3 за один баррель). Для всех остальных компаний, желающих транспортировать свою нефть по этому нефтепроводу, будут установлены более высокие тарифы.

Участниками проекта по строительству и эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан являются: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Eni (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), TotalFinaElf (5%) и Amerada Hess (2,36%).

Участниками проекта "Азери-Чыраг-Гюнешли" являются: BP (34,1367% - оператор), Unocal (10,2814%), ExxonMobil (8,0006%), Devon Energy (5,6262%), Amerada Hess (2,7%), ГНКАР (10%), Inрex Corр. (10%), ITOCHU Oil (3,9205%), Statoil (8,5633%) и TPAO (6,75%)

В настоящее время по контрактному блоку "АЧГ" нефть добывается только на месторождении "Чыраг" в объеме 6,5 млн. тонн в год и экспортируется на мировые рынки посредством трубопровода Баку-Супса. В рамках же полномасштабной разработки "АЧГ" предполагается увеличить добычу нефти до 50 млн. тонн нефти в год, для чего и строится нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Об этом передает Gazeta.kz.

"