США обогнали Россию по темпам удешевления бензина

США обогнали Россию по темпам удешевления бензина
Новость

26 августа 2008, 10:11
За последние 38 дней цена автомобильного топлива за океаном упала более чем на 10%, а у нас – на 0,5% НГ Бензин в России не спешит дешеветь, несмотря на то что сырье для его производства – нефть – упало в цене с максимальной отметки в 147 долл. за баррель 11 июля до 110–115 долл. в третьей декаде августа.

За последние 38 дней цена автомобильного топлива за океаном упала более чем на 10%, а у нас – на 0,5%

Бензин в России не спешит дешеветь, несмотря на то что сырье для его производства – нефть – упало в цене с максимальной отметки в 147 долл. за баррель 11 июля до 110–115 долл. в третьей декаде августа. При удешевлении нефти более чем на четверть цена на бензин в РФ снизилась менее чем на полпроцента. В то же время в США, которые в отличие от России не экспортируют, а импортируют нефть, бензин за последние 38 дней подешевел на 10,4%, его цена оказалась ниже, чем у наших аналогов.

Сейчас литр аналогичного российской марке Аи-92 бензина на американских заправках стоит меньше одного доллара. Процесс снижения цен на бензин в США непрерывно длится уже 38 дней, в то время как в России бензин начал дешеветь только в августе. С середины июля галлон (3,78 литра) аналога Аи-92 в Америке упал в цене с 4,114 долл. до 3,688 долл., то есть до 97,6 цента за литр, что соответствует 23,85 руб. по текущему курсу. Российский Аи-92 в последнее время подешевел всего на 11 копеек – с 24,52 до 24,41 руб. за литр. Иными словами, бензин в экспортирующей нефть России оказался дороже, чем в импортирующих нефть США.

По словам аналитика информцентра «Кортес» Павла Строкова, бензин Аи-95 непрерывно дорожал в России вплоть до второй недели августа, а Аи-92 – до начала августа, после чего обе марки стали незначительно дешеветь. Причем на 7 из общих 11 копеек удешевления Аи-92 упал в цене за последнюю неделю.

Эксперты отмечают, что отечественные нефтепереработчики не желают снижать цены на бензин более быстрыми темпами, даже несмотря на то что нефть в России подешевела сильнее, чем на мировом рынке, откуда ее закупают США. «Тонна сырой нефти в сентябре на узле учета будет стоить 6,5 тысячи рублей, что в два раза ниже, чем в июле, когда она достигала почти 13 тысяч рублей за тонну», – говорит о специфике российского ценообразования президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, к такому снижению приведет увеличение с 1 августа максимальной пошлины на экспорт нефти. Аркуша не исключает, что розничные цены на бензин могут снизиться сильнее, если продолжится снижение оптовых цен.

По словам эксперта, цены на бензин в США и России практически одинаковы по крайней мере последние двадцать лет. Такому нерадующему паритету цен с крупнейшим импортером нефти в мире Россия – второй по величине в мире экспортер – обязана двум обстоятельствам. «В США общие налоги в отрасли составляют 20%, тогда как в России – почти 60% от оборота, а из одной тонны сырой нефти в Америке получают почти 90% светлых нефтепродуктов, тогда как наши переработчики – лишь 40%, – поясняет Аркуша. – Если бы из одной тонны нефти производилось больше светлых нефтепродуктов, то цена на них была бы ниже».

С ним согласна начальник отдела фундаментального анализа ФК «Открытие» Наталья Мильчакова, хотя ее цифры эффективности нефтепереработки несколько отличаются от вышеприведенных. «Выход светлых нефтепродуктов у нас составляет только 25%, тогда как в США – 75%», – говорит Мильчакова.

Эксперты также указывают на монополизм на российском рынке нефтепродуктов, мешающий снижению цен. «Стоимость переработки нефти на российских НПЗ в среднем значительно ниже, чем в Америке, – отмечает аналитик «Арбат Капитал» Виталий Громадин. – При этом, несмотря на то что в США большое количество перерабатывающих заводов не имеют собственной нефти, то есть не включены в вертикально интегрируемые нефтяные компании, благодаря развитому товарному рынку цена нефтепродуктов корректируется в зависимости от торговли на бирже». Он напомнил, что российское правительство задекларировало создание товарной биржи в Санкт-Петербурге, что по идее должно усилить конкуренцию на рынке торговли нефтепродуктами, однако, чтобы биржа эффективно заработала, должно пройти еще немало времени. Впрочем, появление биржи в Санкт-Петербурге не сможет избавить страну от проблемы регионального монополизма, когда рынок одного субъекта Федерации монополизирован одной-двумя крупными компаниями, которые в условиях отсутствия конкуренции и диктуют максимальные цены. «Показательна ситуация в Иркутской области: стоимость бензина на некоторых заправочных станциях пересекла рубеж в 30 руб./л., тогда как в регионе расположен крупнейший Ангарский НПЗ мощностью 13,4 млн. т и глубиной переработки 75%», – приводит пример Громадин.

("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 26.08.2008, АЛЕКСЕЙ ЩЕГЛОВ, МАКСИМ ЕГОРОВ)

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter