Posted 26 апреля 2010,, 07:22

Published 26 апреля 2010,, 07:22

Modified 20 августа 2022,, 20:28

Updated 20 августа 2022,, 20:28

Побеждает "Дружба"

26 апреля 2010, 07:22
Старый трубопровод может сделать ненужной БТС-2 ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ Кирилл Мельников, Алексей Гривач Перспективы второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая анонсируется как экспортная альтернатива трубопроводу "Дружба", вновь под большим вопросом. "Транснефть" рапортует о строительстве трубы с конечной точкой в Усть-Луге опережающими темпами, однако в компании признают, что свободной нефти для нее на данный момент нет.

Старый трубопровод может сделать ненужной БТС-2

Кирилл Мельников, Алексей Гривач

Перспективы второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая анонсируется как экспортная альтернатива трубопроводу "Дружба", вновь под большим вопросом. "Транснефть" рапортует о строительстве трубы с конечной точкой в Усть-Луге опережающими темпами, однако в компании признают, что свободной нефти для нее на данный момент нет. На прошлой неделе стало известно о том, что швейцарский трейдер Gunvor, который возводит нефтяной и нефтепродуктовый терминал в Усть-Луге, перенес его запуск с конца апреля -- начала мая на осень. "Назывались различные сроки, но в результате было принято решение, что запускать надо не для того, чтобы ленточку перерезать, а для того, чтобы начинать реальную отгрузку. Поэтому скорее всего это будет осенью этого года", -- заявил в интервью агентству Reuters гендиректор компании "Усть-Луга" Максим Широков.

БТС-2 представляет собой ответвление от "Дружбы" на порт под Санкт-Петербургом в обход Белоруссии. Идея нивелировать риски российских нефтяных компаний, создав альтернативный "Дружбе" трубопровод, появилась у руководства страны после того, как в начале 2007 года президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно заявил об увеличении транзитных пошлин. Тогда в экстренном порядке удалось договориться о новых ставках транзита. Однако очевидно, что никакое соглашение полностью обезопасить экспорт российской нефти не может, и доказательство тому последний кризис между союзными государствами. Первый стык БТС-2 был сварен в июне прошлого года, после чего "Транснефть" начала активное строительство трубы. Стоимость проекта, целесообразность которого многие эксперты ставят под сомнение, оценивается примерно в 2 млрд долл. Мощность трубопровода составляет около 35 млн тонн в год, предполагается, что заполняться он будет за счет переброски части нефти с "Дружбы".

Однако в последние месяцы российское правительство, похоже, вновь поверило в "Дружбу". Через этот советский трубопровод протяженностью почти 9 тыс. км ежегодно экспортируется примерно 66 млн тонн нефти. Однако в скором времени поставки по нему могут быть увеличены. В начале месяца во время визита в Словакию президента России Дмитрия Медведева было объявлено, что экспорт в эту страну вскоре может возрасти на 5 млн тонн (сейчас около 6 млн тонн). Кроме того, в ближайшее время может быть вновь открыто еще одно направление. Государственная "Роснефть" близка к покупке у польской PKN Orlen 25-процентной доли в литовском нефтехимическом комплексе Mazeikiu Nafta. В обмен на это "Роснефть" даст гарантии возобновления поставок по прибалтийской ветке "Дружбы", которые были прерваны в 2006 году, почти сразу после приобретения польской компанией акций этого завода.

Также на прошлой неделе стало известно, что экспорт по "Дружбе" может быть увеличен еще на 5 млн тонн за счет поставок в Австрию. Об этом заявил глава Минэнерго Сергей Шматко, который в составе правительственной делегации побывал в выходные в Вене вместе с премьером Владимиром Путиным. Он также добавил, что австрийская OMV заявила о заинтересованности в реализации строительства перемычки, ведь это повысит рентабельность НПЗ компании, расположенного в Швехате.

Этот проект, предложенный в свое время еще ЮКОСом, конкурирует с трубопроводом Одесса--Броды (если он заработает в аверсном режиме). "Россия хотела бы быть уверенной, что по перемычке Братислава--Швехат будет поставляться нефть из России, а не с аверса Одесса--Броды", -- сказал г-н Шматко.

После предоставления Украине многомиллиардной скидки на российский газ Москва, похоже, обрела такую уверенность. Нельзя исключать, что долгосрочные гарантии транзита российской нефти по трубе Одесса--Броды в реверсивном режиме будут даны не сегодня завтра. Делегация во главе с Владимиром Путиным после посещения Вены и Милана прибудет в Киев для обсуждения дальнейших перспектив развития сотрудничества России и Украины.

Именно поэтому перспективы БТС-2, строительство которой планируется завершить к концу 2011 года, могут оказаться сомнительными. Впрочем, по словам г-на Широкова, реализации проекта ничто не угрожает. "БТС-2 должна быть сдана в эксплуатацию в 2011 году. Ее строительство ведется очень быстрыми темпами, по скорости стройки там творится что-то немыслимое -- проект очень важный для страны. Я думаю, что труба реально будет закончена осенью 2011 года", -- заявил он. По информации "Времени новостей", в "Транснефти" понимают важность политического решения о реализации проекта. Однако его ресурсная база вызывает в компании вопросы, и вряд ли за столь короткое время удастся найти свободную нефть. Тем не менее официально в "Транснефти" заявляют, что смогут заполнить новую трубу так, чтобы она работала на полную мощность.

"