Posted 26 марта 2010,, 07:53

Published 26 марта 2010,, 07:53

Modified 20 августа 2022,, 20:29

Updated 20 августа 2022,, 20:29

Nabucco превратился во флюгер

26 марта 2010, 07:53
Сроки пуска газопровода за день поменялись два раза ГАЗЕТА Наталья Говорова, Алексей Смирнов Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Еттингер дважды поменял сроки запуска газопровода. В интервью немецкой газете чиновник заявил, что запуск проекта может быть отложен до 2018 года. Однако несколько часов назад сам же опроверг эту информацию.

Сроки пуска газопровода за день поменялись два раза

Наталья Говорова, Алексей Смирнов

Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Еттингер дважды поменял сроки запуска газопровода. В интервью немецкой газете чиновник заявил, что запуск проекта может быть отложен до 2018 года. Однако несколько часов назад сам же опроверг эту информацию.

"Я уверен, что первый газ будет пущен в трубу в конце 2014 года, а полная загрузка производственных мощностей намечена на 2018 год, как и было ранее запланировано", — сообщил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Еттингер агентству Reuters.

Таким образом, Еттингер опроверг собственное высказывание в интервью немецкой газете Sueddeutsche Zeitung о том, что запуск Nabucco может быть отложен на четыре года.

Ранее не подтвердил информацию о возможном переносе сроков сдачи проекта представитель немецкого RWE, одного из участников проекта, Майкл Розен. В интервью агентству Bloomberg он пояснил, что "не видит никаких причин, чтобы менять временные рамки реализации проекта Nabucco".

Розен сообщил, что RWE ожидает первых поставок уже в 2014 году. "Мы планируем начать строительство в конце 2011 года и ожидаем, что поставки газа начнутся в конце 2014 года", — цитирует Майкла Reuters.

По мнению ведущего эксперта аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Дмитрия Абзалова, первоначальные оценки Еттингера, процитированные немецким изданием, могли быть реакцией на решение Ирана по строительству газопровода в направлении Пакистана (газопровод Иран — Пакистан — Индия. — "Газета"). "Дело в том, что Иран рассматривался как сырьевая база, теперь на этом проекте можно окончательно поставить крест", — считает Абзалов.

По его словам, осталось два варианта — Туркмения и Азербайджан. "Азербайджан, судя по договоренностям начала марта, не сможет обеспечить германские компании необходимым газом. Что касается Туркмении, то там активно начали работать китайские концерны", — поясняет Дмитрий Абзалов.

"Пока ни одного договора с поставщиками газа не подписано, вопрос наполняемости Nabucco остается открытым", — комментирует заместитель директора инвестиционной группы "Норд-Капитал" Светлана Ткаля.

К примеру, никак не завершатся переговоры между Турцией и Азербайджаном о будущих поставках газа для Nabucco. По словам турецкой стороны, Азербайджан "не идет на переговоры" и что-то "выжидает", тогда как турецко-азербайджанские газовые переговоры безрезультатно ведутся еще с прошлого года, пояснила эксперт.

Дополнительной проблемой для реализации этих проектов может стать планируемое снижение потребления газа в Европе. По данным панъевропейской организации газовых объединений Eurogas, в 2009 году потребление природного газа в 27 странах Европы снизилось по сравнению с 2008 годом на 6,4% и составило 484 млрд кубометров. При этом доля российского газа упала с 25 до 22%, недополученная выручка "Газпрома" близка к $24 млрд.

Объединить две трубы

Примечательно, что в середине марта глава итальянской ENI, которая является партнером ОАО "Газпром" в проекте South Stream, Паоло Скарони заявил о целесообразности объединения участков будущих газопроводов Nabucco и South Stream. "Если бы все партнеры приняли решение частично объединить два газопровода, мы смогли бы сократить вложения и операционные расходы и увеличить рентабельность", — цитирует Bloomberg Скарони.

Однако и это сообщение попытались опровергнуть другие участники проектов. Представители австрийской нефтегазовой компании OMV, одной из акционеров Nabucco, назвали информацию о возможном объединении конкурирующих газопроводных проектов слухами.

В свою очередь министр энергетики России Сергей Шматко сообщил, что Россия пока не рассматривает возможность объединения участков газопроводов South Stream и Nabucco. "Наш проект мне кажется сильнее, у нас есть и соглашения, и газ. И мы ждем, когда проект Nabucco сможет соревноваться с нами", — подчеркнул Шматко.

"Объединение Nabucco с South Stream — это откровенно враждебная идея, она внутрикорпоративная; подобным способом итальянская Eni попытался надавить на Россию и, в частности, на "Газпром" на предмет вхождения в проект South Stream французской компании EdF", — отмечает Абзалов.

Известно, что EdF должна получить в проекте от 10 до 20% за счет снижения доли Eni, однако итальянская компания добивается, чтобы российский концерн отдал французам пропорциональную долю акций оператора проекта.

По мнению президента Российского газового общества Валерия Язева, вариант объединения двух проектов есть. Для этого России необходимо построить подводную часть до Болгарии, но не строить ответвление South Stream в сторону Греции.

"Вопросы, касающиеся этих двух газопроводов, будут решены в течение этого года. Однако у South Stream шансов больше: под него есть финансирование, а без денег Еврокомиссии строить Nabucco будет вообще невозможно", — считает Абзалов.

Договориться с Катаром

Вместе с тем эксперт отмечает, что если Катар, который уже сумел на 60—70% увеличить свои производственные мощности, начнет активно поставлять газ на европейский рынок, не исключено, что оба проекта будут заморожены. Так, Катар сумел в 2009-м увеличить поставки газа в Европу на 114% — до 15,9 млрд кубометров.

"Россия и Катар — крупнейшие в мире производители углеводородного сырья, прежде всего газа. И здесь очень важно для нас координировать нашу совместную работу на рынках", — заявил на состоявшейся накануне в Москве встрече с премьер-министром Катара Хамадом Бен Джасемом российский премьер Владимир Путин.

Nabucco

Проект газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тыс. километров предусматривает поставку газа из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Газопровод должен пройти по территории Турции до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии. Бюджет строительства оценивается в 7,9 млрд евро. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме 63 млрд кубометров в год. Участниками консорциума являются германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерская MOL.

Можно ли теперь поставить крест на Nabucco?

Станислав Жизнин, профессор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, доктор экономических наук

Сложно сказать. Но самое главное заключается в том, что основные проблемы, почему данный проект нежизнеспособен, — они остаются. А это прежде всего ресурсная обеспеченность. Если говорить, например, о газе Туркменистана, то он должен идти либо через Иран, либо по дну Каспийского моря. Однако в случае с Ираном существуют вопросы, связанные с американскими санкциями. А что касается Каспийского моря, то там остается нерешенным его статус. В результате в обоих случаях мы имеем политические причины. Наконец, если говорить о перспективах поставки иракского газа, то там проблемы аналогичные.

Валентин Межевич, первый зампред комиссии Совета федерации по естественным монополиям

Думаю, что нет, хотя в процессе, связанном с этим газопроводом, конечно, будут происходить сильные изменения. Тем не менее я, повторюсь, не думаю, что европейцы откажутся от многих потоков поставок газа из разных источников. Полагаю, что из-за пресловутой диверсификации там проект Nabucco окончательно не похоронят.

Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов, бывший замминистра экономики и финансов РФ

Nabucco является символическим проектом, вписанным в планы работы Европейского союза. То есть речь идет о какой-то плановой вещи, которую нельзя отменить: это выглядело бы аналогично тому, как если бы надо было провести газопровод при советской власти, но этого решили бы не делать. Однако перенести — это совсем другое дело. В Европе всегда будут стараться построить Nabucco, хотя практически, мы все понимаем, у него нет ни источника, ни рынка газа. Но это означает только лишь то, что там будут продолжать искать рынок, источники и стремиться воплотить идею в жизнь. На мой взгляд, 2018 год — это вообще ближайшая дата, когда можно ввести в строй Nabucco, если сейчас вдруг все быстро пойдет. Однако поскольку сейчас в Европе ничего быстро не пойдет (там кризис еще особенно не закончился), да и поскольку, скорее всего, пока продолжаются проволочки, заработают и South Stream, и второй "Голубой поток", и что-нибудь эдакое, то, на самом деле, все будет гораздо позже. Мало того, я по-прежнему убежден, что если когда-то Nabucco и будет введен, то он будет введен под иранский газ.

Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации

Окончательный крест, конечно, ставить не стоит, потому что этот проект все равно будет существовать и под него будут подводиться определенного рода инвестиции, а также, самое главное, надежды. Тем более что заинтересованная европейская общественность в виде западной ее части не верит, что South Stream все-таки будет реализован в ближайшее время. Тем не менее концентрированные усилия со стороны России и ее партнеров (особенно итальянских) позволяют все же считать South Stream гораздо более приоритетным, чем Nabucco. В связи с этим, как вы помните, была реанимирована даже старая идея о совмещении двух проектов. Такое предложение выглядит экстравагантным, пожалуй, только на первый взгляд. В то время как в действительности, по моей информации, уже серьезно рассматривается в качестве альтернативы созданию Nabucco. Поэтому заявление еврокомиссара только подтверждает подобную точку зрения: такая серьезная задержка в четыре года, которая была озвучена, говорит о том, что Nabucco, мягко говоря, не вполне рентабелен в нынешних условиях. Более того, после завершения строительства South Stream вообще встанет вопрос: а нужен ли он? Так что если резюмировать, то я считаю, что наиболее вероятным выглядит строительство South Stream без дополнительных партнеров, менее вероятно — объединение, и только на третьем месте Nabucco.

"